диаграмма

ИНФОРМАЦИОННО-
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по итогам изучения общественно мнения жителей Крыма
по различным аспектам общественно-политической жизни
Автономной Республики за период 1997 – 2000 гг.

г. Симферополь, 23.05.2000 г.

В период апрель 1997 г. - май 2000 г. Агентством независимой информационно-аналитической экспертизы проводилось регулярное изучение общественного мнения крымчан (в мониторинговом режиме) по различным направлениям социально-экономической, общественно-политической жизни Крыма.

Базовые вопросы - социально-экономическое положение, интеграционные процессы с Россией и Белоруссией, отношение к органам власти различного уровня, партиям и общественным движениям, гражданству, русскому языку, участие Украины в программах НАТО, определение рейтингов популярности крымских, украинских и российских политиков, средств массовой информации.

Вопросы, задаваемые респондентам на протяжении четырех лет, позволили не только выяснить отношение крымчан к различным сторонам политической, социально-экономической жизни общества, но проследить изменение общественного мнения в динамике.

Периодичность сбора информации – проведение общекрымских опросов - раз в 6 месяцев.

В основу выборочной совокупности положены справочники Госкомитета по статистике «Численность населения Крыма на 1 января 1996 г., 1997 г., 1998 г., 1999 г.» с указанием основных социально-демографических характеристик крымчан по регионам.

Учитывая сложную географическую, административно-территориальную, демографическую, национальную структуру крымского региона, в выборочную совокупность (по специально разработанной методике) попали 1427 респондентов проживающих во всех городах и районах Крыма, которые по основным социально-демографическим параметрам (полу, возрасту, образовательному уровню) соответствуют генеральной совокупности.

Социально-демографическая структура респондентов:

По полу:

46,9% - мужчины;

53,1% - женщины.

Возрастные характеристики респондентов:

21,8% - 18-30 лет;

49,8% - 31-60 лет;

28,4% - свыше 61 года.

Образовательный уровень респондентов:

17,4% - начальное, неполное среднее;

64,2% - среднее, среднее специальное;

18,4% - высшее, неоконченное высшее.

По основным социально-демографическим параметрам, респонденты, попавшие в выборочную совокупность соответствуют генеральной совокупности и, таким образом, обеспечивается объективность полученной в ходе исследования информации.

В условиях жесткого социально-экономического кризиса, для абсолютного большинства крымчан остро стоит проблема резкого снижения жизненного уровня. Ответы на вопрос: «От чего зависит уровень благосостояния Ваш и Вашей семьи?» позволили определить наиболее перспективные пути повышения уровня благосостояния жителей Крыма. С учетом того, что респонденты, при ответах на этот вопрос отмечали несколько альтернатив, их мнения распределились следующим образом:

Таблица 1

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
От вступления Украины во взаимовыгодный союз с Россией 62,1% 65,8% 72,3% 71,5%
От собственной инициативы 47,5% 54,5% 54,9% 52,8%
От деятельности центральных властей Украины 39,0% 32,5% 29,8% 26,7%
От деятельности центральных властей Крыма 30,4% 31,8% 29,1% 21,9%
От помощи высокоразвитых стран 8,7% 6,8% 6,5% 4,3%
От деятельности благотворительных фондов 3,1% 3,9% 2,9% 3,1%
Другое 6,7% 8,9% 7,9% 9,5%

Снижение жизненного уровня – это следствие разрыва, прежде всего экономических связей. Абсолютное большинство крымчан видят перспективу повышения уровня жизни, прежде всего в ускорении интеграционных процессах между Россией, Украиной и Белоруссией, восстановлении экономических, хозяйственных связей между республиками. Причем из года в год эта тенденция усиливается. Если в 1997 году эту точку зрения поддерживали 62,1% респондентов, то в мае 2000 года в ее пользу склонилась 71,5% опрошенных.

В условиях отсутствия реальных экономических реформ, затяжного экономического кризиса, число сторонников усиления экономического взаимодействия между Украиной и Россией, восстановления культурных, информационных связей будет возрастать.

Чрезвычайно важно то, что растет число сторонников той точки зрения, что уровень благосостояния во многом зависит от собственной инициативы. Если в конце 1991 года так считали 15,6%, в 1994 году 26,1% опрошенных, то за последние 3 года их число колеблется от 52,8% до 54,9%. Данные, полученные в ходе опроса позволяют говорить о серьезных изменениях в общественном сознании – переход от установки иждивенческой (кто-то, что-то должен дать), к установки развития собственно инициативы, поиска и реализации новых путей решения данной проблемы.

Надежда респондентов на собственные силы – это еще и следствие слабости и неспособности государственной власти решить проблему повышения уровня жизни населения. Как результат — идет постоянное снижение доверия к государственным институтам власти.

Если в 1997 году 39,0% участников опроса считали, что повышение благосостояния зависит от деятельности центральных властей Украины, то к маю 2000 года число оптимистов сократилось более чем на 10% и составило 26,7%, та же тенденция прослеживается и в отношении участников опроса к крымским властям.

Что касается помощи высокоразвитых стран, благотворительных фондов, то особой веры в их поддержке не наблюдалось никогда.

Как независимое государственное образование Украина, судя по ответам респондентов, состоялась не в полной степени. На вопрос: «Каким Вы считаете должен быть статус Украины в перспективе?» ответили более 95% участников опроса. Их мнения представлены в таблице 2:

Таблица 2

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Украина в союзе с братскими славянскими государствами 43,8% 51,2% 58,9%

 

63,9%
Украина в составе обновленного СССР 22,6% 20,9% 19,2% 11,6%
Украина в составе СНГ 16,9% 17,5% 14,3% 10,9%
Независимая Украина в рамках существующих границ 11,2% 10,9% 12,1% 11,9%
Украина – участница НАТО 4,2% 5,6% 5,9% 3,8%

Политика центральной украинской власти в отношении Крыма, русского и русскоязычного населения привела к тому, что постоянно и достаточно быстрыми темпами растет число сторонников союза Украины с братскими славянскими государствами. Если в 1997 году эту точку зрения разделяли 43,8% респондентов, то в мае 2000 года число сторонников союза возросло до 63,9%.

Достаточно быстрыми темпами снижается (за анализируемый период в два раза) с 22,6% в 1997 году до 11,6% в 2000 году число сторонников возврата Украины в состав обновленного СССР. Большинство опрошенных понимают невозможность возрождения СССР и принимают реалии сегодняшнего дня.

Что касается вхождения Украины в состав СНГ, то это межгосударственное образование показало свою неэффективность и особо многочисленных сторонников эта идея среди крымчан не нашла.

Сторонники независимости Украины всегда в Крыму были немногочисленны. По итогам различных опросов их число колебалось в пределах 10%-12%. Это верхняя планка границы крымского электората партий проукраинского националистического толка.

Отношение к НАТО в Крыму всегда было достаточно негативным, что и подтверждается ответами респондентов.

В продолжение изучения проблем касающихся перспектив развития и становления Украины как независимого государства, респондентам был задан вопрос: «Каким должно быть направление в военной политике Украины?».

Ответы участников опроса приведены в таблице 3:

Таблица 3

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Военный союз братских славянских государств 51,9% 55,1% 58,3% 67,9%
Присоединение к военному союзу СНГ 31,1% 27,6% 25,8% 20,1%
Не входить ни в какие военно-политические союзы 28,8% 22,6% 23,3% 26,8%
Сотрудничать и с Россией и с НАТО 21,2% 22,6% 19,9% 20,3%
Добиваться членства в НАТО 5,3% 6,3% 5,9% 6,8%
Другое 3,6% 4,3% 6,6% 9,3%

Ответы респондентов на этот вопрос позволяют не только определить отношение крымчан к этой острой и достаточно болезненной проблеме в динамике, но позволяет формировать и в случае необходимости изменять направление деятельность общественно-политических, государственных структур с учетом мнений крымского электората.

Постоянно растут ряды сторонников военного союза славянских государств (с 51,9% в 1997 году до 67,9% в 2000 году), а число респондентов считающих возможным присоединение к военному союзу СНГ неуклонно снижается. За анализируемый период уровень снижения составил около 10%.

Сокращается число сторонников внеблокового статуса Украины за анализируемый период колеблется от 22,6% до 28,8%. Практически не изменилась численность сторонников одновременного сотрудничества Украины в военной области с Россией и НАТО.

Что касается стремления добиваться Украины членства в НАТО, то данные, приведенные в таблице 3 подтверждаются данными таблицы 2.

Историческая перспектива существования любого государства, во многом зависит от того, как к нему (государству) относятся граждане, от их национальной идентификации. Именно в этой связи респондентам был задан вопрос: «Гражданином какого государства Вы себя считаете?».

Таблица 4

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Гражданином России 35,5% 36,9% 38,5% 43,2%
Гражданином СССР 31,0% 24,8% 22,1% 18,3%
Гражданином Крыма 23,4% 27,5% 28,5% 27,1%
Гражданином Украины 10,1% 10,8% 10,9% 11,4%
ИТОГО 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Полученные данные позволяют сделать очень важный вывод — Украина не смогла сделать сторонниками «незалежности» абсолютное большинство крымчан, поскольку только каждый десятый из них считает себя гражданином этого государственного образования.

Причем, если количество респондентов считающих себя гражданами России, СССР, Крыма меняется в ту или иную сторону, то количество респондентов считающих себя гражданами Украины остается неизменным.

Постепенно, но неуклонно растет количество тех опрошенных, опрошенных, которые считают себя гражданами России.

Важен сам факт, что более 40% крымчан считают себя россиянами. В 1997 году гражданами России считали себя 35,5%, а в 2000 году их стало уже 43,2%. Данные приведенные в таблице 4 являются следствием той политики, которую проводит официальный Киев в отношении Крыма.

Изучение динамики процессов идущих в обществе показывают, что сокращается количество опрошенных, которые считают себя гражданами СССР.

Стремление большей части крымчан противопоставить себя «незалежности Украины» находит выход в выборе гражданства. Кроме того, что участники опроса считают себя гражданами России, СССР, растет число тех, кто считает себя гражданином Крыма. Если эта тенденция сохраниться, то через 10 – 15 лет (в условиях когда Россия фактически отказалась от Крыма) абсолютное большинство крымчан будут считать себя гражданами Крыма.

Всего только каждый десятый участник опроса считает себя гражданином Украины. Как отмечалось выше, это та предельная граница в которой находятся сторонники проукраинской ориентации.

Необходимо обратить внимание на то, что практически 100% респондентов ответили на этот вопрос, а это значит, что эта проблема не только остра, но она приобретает «хроническую» остроту.

Одной из задач социологических опросов, являлось выяснить факторы, влияющие на взаимоотношения русского и русскоязычного населения с центральными властями Украины. Регулярные, в том числе и контрольные опросы показали, что чрезвычайно важными является языковое, культурное и информационное давление официального Киева на русскоязычные регионы. Как только начинает расти самосознание украинцев, автоматически и с такой же скорость начинает расти самосознание русских и представителей русскоязычного населения. На вопрос: «Поддерживаете ли Вы политику Украины на внедрение украинского языка?» ответили практически 100% участников опроса, что является еще одним доказательством не только актуальности, но болезненности этой проблемы. В таблице 5 приведены ответы респондентов на этот вопрос.

Таблица 5

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Да 12,5% 11,8% 11,6% 11,9%
Нет 84,8% 86,3% 86,4% 85,6%
Затрудняюсь ответить 2,7% 1,9% 2,0% 2,5%
ИТОГО 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Абсолютное большинство участников опроса высказались против политики официального Киева на насильственное внедрение украинского языка в русскоязычных регионах.

Более того, сравнительный опрос проведенный по этой проблеме в различных регионах Украины весной 1999 года показал:

Таблица 6

  Да Нет Затр. отв.
Юго-восток Украины 12,5% 84,8% 2,7%
Центр Украины 28,8% 61,1% 10,1%
Запад Украины 63,3% 21,5% 15,2%

Данные Таблицы 6 показывают с точностью «наоборот» отношение к этой проблеме на юго-востоке, центре и западе Украины. Без учета этой информации, принимать управленческие решения на государственном уровне по данной проблеме, представляется крайне рискованным.

В продолжение этой темы респондентам был задан вопрос: «На каком языке должно вестись делопроизводство, получение информации, общение между людьми?»

Таблица 7

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Русском 89,5% 90,1% 90,2% 89,3%
Украинском 10,1% 9,6% 9,2% 10,3%
Затрудняюсь ответить 0,4% 0,3% 0,6% 0,4%
ИТОГО 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

За 4 года отношение к этой проблеме практически не изменилось.

Данные, полученные в ходе опроса, в различных регионах Украины на этот вопрос приведены в таблице 8:

Таблица 8

  Русском Украинск. Затр. ответ.
Юго-восток Украины 89,5% 10,1% 0,4%
Центр Украины 61,3% 37,5% 1,2%
Запад Украины 34,1% 63,7% 2,2%

Таким образом, насильственное внедрение украинского языка в русскоязычных регионах Украины является крайне опасным, тем более в таком сложном межэтническом регионе, каким является Крым. Русский язык здесь является реальным языком межнационального общения между русскими, украинцами, крымскими татарами и представителями еще множества представителей других национальностей проживающих в Крыму.

В настоящее время в условиях социально-политической напряженности продолжается и еще более обостряется борьба за средства массовой информации, за влияние на них различных, общественно-политических, национальных сил и движений. Существенно изменилось и перекроилось информационное поле бывшего СССР. Исчезают старые и появляются новые периодические издания, телерадиопередачи, телерадиоканалы. Очевидна идеологическая направленность подобной перестройки, за которой стоит стремление снизить влияние одних и повысить влияние других общественно-политических сил.

Как подобные процессы проходят в Крыму? Насколько значимы для крымчан те или иные средства массовой информации, те или иные периодические издания, теле- и радиопередачи?

Прежде всего, необходимо отметить, что при анализе ответов респондентов на вопрос о наиболее значимых для них источниках информации, получены данные, приведенные в таблице 9:

Таблица 9

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Телевидение 43,9% 45,3% 46,1% 46,9%
Пресса 36,4% 35,6% 32,8% 33,8%
Радио 19,8% 19,1% 21,1% 19,3%

В структуре значимых для участников опроса средств массовой информации телевидение опережает прессу, а пресса, по своей популярности опережает радио.

В прочем, пресса, судя по итогам опроса, несколько снизила свое влияние на население Крыма. Причина — высокая стоимость периодических изданий, недоступность их для широкого круга читателей.

Общественно-политические процессы идущие в обществе, хронически острые взаимоотношения между Крымом и Украиной, Украиной и Россией отражаются на восприятии участниками опроса различных средств массовой информации в зависимости от их национально-региональной принадлежности. Данные, полученные в ходе 4-х годичных исследований, позволили определить приоритеты доверия, уважения и симпатий крымчан к российским, украинским и крымским средствам массовой информации.

За анализируемый период данные по этой проблеме представлены в таблице 10:

Таблица 10

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Российские 42,5% 39,6% 31,8% 33,9%
Крымские 38,4% 39,5% 45,8% 42,3%
Украинские 19,1% 20,9% 22,4% 23,8%
  100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Данные, полученные в ходе социологических опросов, показывают, что идет существенная перестройка структуры популярности СМИ в сознании крымчан. В значительной степени снизилась популярность, прежде всего российских средств массовой пропаганды и, прежде всего, из-за резкого временного ограничения или полного отключения вещания российских телерадиопрограмм, значительного повышения и снижения тиража российских периодических изданий.

В условиях обострения политической борьбы чрезвычайно важно отслеживать в динамике авторитет и популярность различных общественно-политических сил. С этой целью, в каждом социологическом опросе респондентам в различной вариации задавался вопрос на эту тему.

Ухудшение социально-политического положения абсолютного большинства крымчан создает определенное напряжение в обществе, заставляет искать формы протеста обеспечивающих защиту экономических, политических прав и свобод граждан. В этой связи респондентам был задан вопрос: «Какие формы и методы протеста против ухудшения социально-экономической и политической обстановки, наиболее эффективны сегодня?»

Варианты ответов представлены в таблице 11:

Таблица 11

  1998 г. 1999 г. 2000 г.
Участие в забастовках 26,7% 29,7% 33,9%
Участие в демонстрациях 25,7% 25,1% 21,1%
Сбор подписей 21,4% 14,8% 11,3%
Участие в голодовках 9,1% 7,9% 6,8%
Участие в пикетах 8,2% 9,2% 11,3%
Ваш вариант 13,5% 13,3% 15,6%

Ваш вариант ответа – это протест против социально-экономической политики официального Киева, это желание участников опроса выйти на баррикады, взять в руки оружие. В пересчете на трудоспособное население Крыма эта армия готовых к крайним мерам людей составляет около 300 тыс. человек. Причем этот показатель за последний год несколько увеличился. Более того, наличие на полуострове большого количества военных пенсионеров, вооружения и боеприпасов, желающих взять в руки оружие, нагнетание межнациональной истерии – делает крымский регион особенно взрывоопасным.

Необходимо отметить следующий факт, что около 80% участников опроса в защите своих прав отдали предпочтение активным формам протеста (участие в демонстрациях, забастовках, голодовках, пикетах, пр.).

Руководитель Агентства
независимой информационно-аналитической экспертизы
О.Прокофьев


Агентство независимой информационно-аналитической экспертизы предлагает информационно-аналитическое обеспечение деятельности общественно-политических организаций.
Имея 10-ти летний опыт проведения общегородских и общекрымских социологических опросов, маркетинговых исследований, мы готовы обеспечить заинтересованные общественно-политические, предпринимательские структуры объективной и оперативной информацией по различным направлениям общественно-политической и социально-экономической жизни Крыма.
Агентство имеет богатый опыт участия в выборных кампаниях в органы власти различного уровня (ВС Украины и Крыма, местные органы власти).
В случае Вашей заинтересованности нашим предложением, просим Вас связаться с нами по адресу: Автономная Республика Крым, 95006, г. Симферополь, ул.Слуцкого 14, к. 2, тел. (0652) 24-17-20

Hosted by uCoz