Рождение Иисуса ХристаСвятой  Праздник Рождества Христова

История, культура, развитие и самосознание нашего народа неразрывно связаны с Христианством. С IX века, с его приходом и распространением на всю Русь, славянское Отечество строилось и держалось на ортодоксальном Православии. Непростительно, что после октябрьского переворота 1917 года русская церковь испытывала унижение и была гонима захватившими власть воинствующими коммуно-атеистами. В течении 70 лет огнем и мечом выкорчевывали нашу Веру, ломали психологию и нравственность. Потеря духовности у основной массы русского народа, моральная деградация молодежи привели в конце концов и к потере целостности нашего Отечества.

Замечательно, что Великий русский Князь Владимир принял крещение у нас в Крыму, в Херсонесе, на месте сегодняшнего города русской славы Севастополя.

В связи с вышесказанным мы публикуем материалы о Христианстве,
Православии и наших Праздниках.

Святой Праздник Рождества Христова

Этот великий христианский праздник посвящен рождению Иисуса Христа в городе Вифлеем, которое произошло почти 2000 лет назад. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского, праздновали его 6 января под именем богоявления. В Западной Европе под названием “Natalis” он отмечался 25 декабря. Во времена Иоанна Златоуста его начали праздновать 25 декабря уже повсюду. Эта дата празднования Рождества Христова соответствует девяти месяцам от Благовещения (25 марта, когда пресвятая Дева Мария получила благую весть о непорочном зачатии сына Божьего), что совпадает с обычным временем человеческого плодоношения.

В христианской канонической Библии, точнее в Новом Завете «от Матфея» о событии, по поводу которого отмечается праздник Рождества Христова, говорится: 

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении мат ри его Марии с Иосифом прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет в чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившийся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их...

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою и не знал Ее. Как наконец она родила Сына Своего первенца, и нарек Ему имя: Иисус.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему... И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родится Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем ни меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы мне пойти поклониться Ему. Они, выслушали царя, пошли. И се, звезда, которую выдели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались, радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Материею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну...»

К кратким евангелистским сказаниям о Рождестве Христовом многое прибавляют апокрифы, легенды и духовные народные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы (греч. apokryphos — тайный, сокровенный; произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон). Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В них говорится о «вертепъ, бабкъ Соломонiи, бъгстве Iосифа съ Марiей въ Египетъ, избiенiи младенцевъ» и др. В истории древне-христианской литературы и искусства наиболее оставили следов апокрифические сказания о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. К IX веку пользуется популярностью изображения Рождества Христова в горной пещере, где над яслями, в которых лежит Младенец-Христос, склонены головы осла и быка (см. фото картины «Рождество Христово» в заголовке статьи. Богоматерь лежит лицом к зрителю, Иосиф сидит внизу в раздумье).

К началу 20-го века все христианские церкви отмечали этот великий праздник одновременно. Однако после введения т.н. “нового стиля” к календарю механически добавили две недели, и западные церкви (в, частности, католическая) признали это новшество и стали праздновать праздник на две недели раньше (так же 25 декабря, но уже по новому стилю). Восточная церковь, в частности наша православная (ортодоксальная, именуемая на Западе “ortodox” ) сохранила каноническую дату праздника по старому стилю, т.е. по новому стилю получилось 7 января.

Праздник Рождества Христова для православных христиан имеет огромное значение и по своей значимости уступает, разве что, Пасхе. На Западе он стоит даже выше Пасхи.

К достойному празднованию Рождества Христова православные верующие приготавливаться сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте и называется сочельником, так как по церковному уставу в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, или сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных христиан пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V веке патриарх константинопольский Анатолий, в VII Софроний и Андрей иерусалимские и др. написали для этого праздника священные песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. В сочельник издревле (вплоть до октябрьского переворота 1917 года) совершались царские часы” , так названные потому, что на них возглашается многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. На службе церковь вспоминает ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, а если праздник выпал на субботу или воскресенье, когда свершается литургия то Иоанна Златоуста, то царские часы переносятся на предшествующий период. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость выражает особенно пением пророчественной песни: “яко съ с нами Богъ” . В русской православной церкви торжественность богослужения возвышается еще и воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов в 1812 году. Весь праздник Рождества Христова продолжается 12 дней. 

Материал подготовил Вадим Мордашов

Литература:
Ф.Брокгаузъ (Лейпциг) и И.Ефронъ (С.Перерьургъ), «Энциклопедический словарь», Том 52 и 74, Санкт-Петербургъ, 1902 г.; П.Лебедевъ, «Наука о богослуженiи православной церкви», Москва, 1890г.; Ф.Смирновъ, “Происхожденiе праздника Рождества Христова”, Кiевъ, 1883г; Библия (каноническая), “Новый Завет”, Юбилейное издание посвященное тысячелетию Крещения Руси, Московская патриархия, 1983г.)
Hosted by uCoz