Вход в Иерусалим

Святой Праздник
Вход Спасителя в Иерусалим,
Вербное Воскресенье

Вербное Воскресенье ознаменованное праздником - Вход Господень в Иерусалим. Особенность его: в церкви за всенощной освещаются ветви вербы, символизирующие пальмовые ветви, с которыми ликующий народ встречал Спасителя.

Православный календарь см. тут > > >

А с понедельника - Страстная седмица, сугубо строгий пост в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы.

Вход Господень в Иерусалим - событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о себе, как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его царственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высоко ценилось и ценится на Востоке. Это произошло 9 числа месяца нисана. Ученики, чтобы выразить свое высокое почтение к своему Учителю, сняли с себя плащи и сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда шествие двинулось чрез гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117 псалма): "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо и громко зарыдал (eklausen, по выражению евангелистов) при мысли о гибели, ожидающей город (Ев. от Луки, XIX, 42-44). Торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх между фарисеями; приписывая ее устройство ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель, запрети ученикам твоим!" Христос, пользуясь обычным в Иудейской литературе выражением, отвечал им: "Если они умолкнут, то камни возопиют". Когда шествие приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим охвачен был необычайным волнением. - "Кто это?" - спрашивали жители, и приверженцы Христа восторженно отвечали: "Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского". По обычаю, Христос направился к храму и там дети, вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: "Осанна Сыну Давидову". Когда книжники и фарисеи обратили Его внимание на это, то Он отвечал им: " Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?". Событие это празднуется в так называемое вербное воскресенье. Ср.Иннокентия, "Последние дни жизни Иисуса Христа"; Фаррара, "Жизнь Иисуса Христа"; Дидона, "Иисус Христос" (оба сочинения имеются на русском языке).

-

Праздник входа в Иерусалим Спасителя, в неделю цветную (вербное воскресeниe), совершался в Москве особенно пышно в XVI веке. Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.); самые великолепные деревья были при патриархе Иоакиме, работы немецкой и стоили несколько сот тогдашних рублей. Патриарх сидел на осляти, которое вел за узду царь, в одежде и регалиях первого наряда. По возвращении крестов к Успенскому собору, дерево отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г. обряд этот был ограничен, а с кончиною патриарха Адриана совсем прекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы, для раздачи в Успенском соборе.

Во время воинствующего атеизма при коммунистах этот, как и многие другие Христианские русские праздники били в запрете…

Материал подготовил Вадим МОРДАШОВ

Литература: Ф.Брокгаузъ (Лейпциг) и И.Ефронъ (С.Перерьургъ), «Энциклопедический словарь», Том 52 и 74, Санкт-Петербургъ, 1902 г.; П.Лебедевъ, «Наука о богослуженiи православной церкви», Москва, 1890г.; Библия (каноническая), “Новый Завет”, Юбилейное издание посвященное тысячелетию Крещения Руси, Московская патриархия, 1983г.)
Hosted by uCoz