флагпубликации

Русь - путь к былому величию

Москва

"Два Рима падома, а третий стоит, а четвёртому не быти"
(старец игумен Филофей, начало XVI века)

Князь Владимир Великий

Третий Рим -
как символ утерянной духовности

В начале XVI века псковский игумен Филофей обосновал теорию о "Москве как третьем Риме". Старец говорил об объективной закономерности возвышения Москвы. После падения языческого Рима, а затем Константинополя - "второго Рима", - говорил он, - Москва становится "третьим Римом", который будет стоять вечно. И Русь будет символом справедливости и величием духа.

"Третий Рим", или Русь, как социальный тип цивилизации, в ее естественном триедином состоянии - Русь Великая, Малая и Белая, - совместно с многочисленными другими народами, которых она объединила, обречена быть носителем принципа справедливости в формуле "любви к ближнему". Древняя Русь, Российская империя, Советский Союз развивались именно по этому пути с его героическими и трагическими обстоятельствами.

Почему именно Русь обречена идти этим путем? Вопрос сложный и простой. Сложный, - поскольку это ее судьба. А простой, - потому что, по древнему преданию, возглавить путь спасения, определенный еще 2000 лет назад Новым Заветом, некому. Еврейский народ в большинстве своем до сих пор - на пути принятия новозаветного Откровения. Латинская (Западная), а затем Протестантская цивилизации пошли путем приспособления божественных истин к реалиям жизни, комфортизации веры, ее духовных основ, что привело в последующем к проявлениям современного аморализма. К сожалению, но факт - большая часть человечества находится в плену "нравственных" законов, трансформировавшихся в законы рынка и денег. И лишь немногие народы, а среди них - Великая Русь, осталась верна изначальным принципам истинного Божественного Откровения. Откровения как критерия. Православие в западной традиции называют "ортодоксальным". Действительно, оно ортодоксально в том смысле, что предполагает жизнь людей сообразовывать с вечными общечеловеческими ценностями, а не наоборот. Православная любовь, в отличие от ее понимания другими конфессиями и философскими системами, стремится остаться абсолютно тождественной изначальным истинам. Именно в этой формуле изложены, на наш взгляд, истоки русской идеи и русской ментальности. Несмотря на христианскую ангажированность, приоритет морали, духовные принципы российской жизни разделяются многими народами, живущими на Руси, делают эту страну необычайно самобытной, неповторимой и приемлемой для всех проживающих здесь людей, независимо от национальности, вероисповедания и социального различия.

Вся история Руси - стремление поиска пути справедливости. Еще в 1079 году, в "Повести временных лет", подчеркивалось: "Зачем губим русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?.. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять руськую (от слова Русь) землю..." Обратите внимание, автор "Повести..." говорит именно о "чистосердечности". Аналогичный мотив имеет место и в "Слове о полку Игореве", "Задонщине", и в других древнерусских источниках. Эта тема ярко отражена и Афанасием Никитиным. В замечательном памятнике русской письменности XV века "Хождение за три моря" речь, прежде всего, идет о поиске тверским купцом не столько товаров, а справедливой жизни вне Руси. Необычно интересный один из выводов автора, сделанный после того, как он побывал во многих странах. "А Русскую землю Бог да сохранит!.. На этом свете нет страны подобной ей... Да устроится Русская земля и будет в ней справедливость". Идею справедливости вынашивали и искали на Руси повсеместно, идя даже за нее на смуты. Вспомним хотя бы крупнейшие крестьянские восстания под предводительством Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева. "Русь святая", - был для наших предков не просто лозунг. Это был всеобщий критерий бытия, определявший особенности и отличие руськой цивилизации.

Современные критики истории руських народов указывают на якобы неспособность их к активной предпринимательской деятельности, склонности к лени и т. д. Неверно это. Руськая ментальность определялась не "предпринимательством", поиском путей обогащения, денег. А следованию именно в контексте идеи справедливости, поиска нравственной истины. Мы обогатили человечество великими идеями, открытиями, наукой, культурой, литературой, искусством, но в тоже время, торговать так и не научились. И работать на продажу, на "рынок", несмотря на его внешнюю привлекательность, в том числе. Это объясняется, на наш взгляд, очень просто. "Не можете служить Богу и мамоне (богатству) одновременно", - говорится в Евангелие от Матфея. Русь из дихотомии кому служить: Богу или деньгам - избрала первое. Руськие народы избрали себе путь, по которому шли тысячелетиями - служения именно Богу. Понимая под Богом приоритеты нравственного Закона, Закона совести и справедливости. И в этом их уникальность и сила.

Показательны в данном отношении особенности войн, в которых участвовала наша страна. Наполеон, к примеру, пришел к нам, разорив пол-России и сжег дотла Москву. Русские войска, с громадными потерями, силой невиданного героизма, освободили от захватчиков себя и порабощенную Европу, взяли Париж. Все ждали мести. Но ее не последовало. Более того, изумленные французы стали свидетелями проявления традиционного российского великодушия - русские "оккупанты" пришли и первым делом сказали: "живите по справедливости в мире". Если, "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", - говорится в главной духовной Конституции Руси - Евангелии. Отвечать на зло местью Православная Русь не могла в принципе, тогда была бы это уже не "Святая Русь". Такая духовная традиция образа жизни россиян сохранилась и до наших дней. Типичный пример из прошлой Великой Отечественной войны. Одним из первых приказов маршала Жукова в поверженном Берлине был предельно лаконичным русским - немедленно накормить немецких детей и максимально обеспечить необходимым гражданское население. Загадочная "русская душа" была неоднократно обречена спасать Европу и мир от орд Батыя, восточных и северных завоевателей, наконец, гитлеровского фашизма. При этом, спасая других, сама навлекала на себя разруху и страдания. Однако, физические невзгоды на Руси никогда не умаляли, а скорее, наоборот, укрепляли дух народа. Русь традиционно несла свой крест свято и без ропота.

Особый период в жизни Руси - советский. Здесь было все. И великие испытания, трагедии, и не менее великий героизм и свершения. Началом советского периода явилась Октябрьская революция, которая была действительно Великой. Великой потому, что это не только переворот в Петербурге. Главные идеи революции: свобода, равенство, братство, мир, земля, соборность, а главное - справедливость, были особо близки России. Россия пошла за большевиками, которые, по сути в специфическом виде, материализовали идеи Руси как "Третьего Рима". Здесь, скорее, также победила вера. М. Булгаков не без основания считал, что Россия была "обречена и на коммунизм". Построение социализма в отдельно взятой стране - есть ни что иное, повторим, как созвучие строительства "третьего Рима". При этом, исходные духовные принципы являлись также предельно созвучными. Моральный Кодекс строителя коммунизма - это почти плагиат заповедей Моисея и Нагорной проповеди Иисуса Христа. Но руськие народы верили в справедливость строительства нового общества, как "царства небесного на земле". Суть определялась этим, хотя риторика была специфична времени. Наш народ удивлял мир своими героическими свершениями. Стоически переносил лишения, потому что веками жил и формировался на принципах, что спасется тот, кто верует". По-другому духовная руськая цивилизация развиваться не могла в принципе. Мало кто понимал, что такое социализм и коммунизм как теория в советское время, как еще меньше понимает и сейчас. Но то, что под этим давался простор развитию традиционной российской ментальности, - факт. Более того, в решающие минуты советской истории власть всегда прямо обращалась к великим нравственным традициям своих граждан. Вспомним хотя бы первое с начала Великой Отечественной войны выступление Сталина с Обращением к народу как "братьям и сестрам" с призывом прежде всего духовного единения для отпора агрессору. В частности, один из православных митрополитов у нас в Крыму обосновал идею, что именно после этих слов победа народа в той войне становилась неизбежной.

В современной отечественной и зарубежной литературе в последнее время появились сотни монографий и статей, обосновывающих распад Советского Союза как якобы результат закономерного процесса, проявления объективной исторической необходимости. Не все здесь правда. Советский Союз пал прежде всего вследствие подлого заговора извне и предательства большинства правящей элиты того времени внутри страны. Враги нашего Отечества, особенно после его героических побед в Великой Отечественной войне, убедились, что физически победить руськую цивилизацию невозможно. Курс был взят "на поражение" в другом: такой народ уничтожить можно, разложив духовно, лишив его нравственной опоры, многовековых ментальных принципов. В известной американской доктрине Аллена Даллеса речь шла о том, что необходимо, цитируем: "бросить все, что имеется. Все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей... Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательное необратимое угасание его самосознания. Мы будем насаждать и внедрять в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства... Будем вырывать духовные корни, будем опошлять и уничтожать основы народной духовности". Прошло время. В 1994 году один из лидеров США Бейкер, выступая с докладом перед Конгрессом США, сказал: "Мы истратили триллионы долларов за последние сорок лет, чтобы одержать победу в "холодной войне" против СССР. В итоге с великим народом сделано то, о чем мечтали его враги". Более того, самый решающий удар по стране в "холодной войне" был нанесен не извне. А предательством изнутри. Партию, которая не просто была правящей, но состояла из миллионов людей, в совокупности составлявших политический и нравственный истеблишмент страны, предали лидеры. Подло предали в свою очередь и народ, страну. Внешняя и внутренняя реакция сомкнулась. Произошел государственный переворот 1991 года. Великую Русь нельзя было поставить на колени силой. Ее пленили духовно. Путем обмана и предательства. Все остальное вторично, несравнимо проще... Сейчас Русь тяжело ранена. Излечение идет сложно, с рецидивами. Враги ее, многие из которых называют себя "демократами", "добивают" страну изнутри, продолжают иудино дело. Страна разделена на несколько удельных беспомощных княжеств почти феодального типа, называющими себя "независимыми государствами", экономика которых разрушена. Молодежь методически развращают прелестями блуда, разнузданности, ТВ-насилием и фактическим отсутствием перспективы в жизни.

Но полностью ли повержена Великая Русь? Есть ли спасение? Где тот критерий справедливости, который веками определял вектор направленности развития этой Великой страны? И что же с идеей старца Филофея о Москве как третьем Риме? Неужели все это сказки? Это далеко не все вопросы, которые стоят сейчас перед каждым, кто причисляет себя к руськой цивилизации. Многие находятся во власти так называемой "демократии", - являясь пленниками и янычарами системы. А некоторые пытаются думать, искать... Но где тот ответ спасения? А ответ спасения, скорее всего, не такой уж и сложный. Он - в нас самих, наших многовековых корнях и традициях.

Духовность. Соборность. Державность.
Как составные части общеруського Возрождения

Прежде всего, формула спасения общеруськой цивилизации обусловлена необходимостью духовного ее Возрождения. Историческая особенность руських народов проявляется в том, повторим, что это духовные народы. Душа их сейчас изранена, измотана, запачкана. Но не может быть убита полностью. Душа вечна. Пока существует народ, будут существовать и извечные его духовные, нравственные принципы жизни. А, следовательно, необходимо найти силы выстрадать, преодолеть дурман "демократических перемен". Великий русский  писатель Л.Н.Толстой говорил в свое время, что "Если в России рухнет вера, то страна на долгие годы превратится в царство водки, денег и разврата". Именно в данном контексте силы зла и пытаются уничтожить Русь. Уничтожить именно ее святость, веру и духовную миссию.

Наша отечественная история свидетельствует о двух путях очищения от скверны, насаждаемой идеологическим агрессором. Первый - снизу, путь к истине очищения должен пройти через каждого, кто стремится к спасению себя и своей цивилизации. Это очень трудный путь, но альтернативы ему нет. Дорога к храму проходит через совесть. А совесть на Руси - один из критериев жизни. Это голос Бога в каждом. Ее обойти, либо игнорировать невозможно. Второй - путь сверху. Это также путь духовной терапии для стремящихся к спасению. Это путь духовной диктатуры. Именно духовная диктатура во имя спасения себя, своих потомков, отечественных ценностей и традиций. Здесь речь идет об одном. Нас постепенно уничтожают. Очевидно, что необходимо предпринимать адекватные формы защиты. И главное, с агрессией и насилием мы справимся только тогда, когда противопоставим противнику свои вечные ценности, которые лежат в основе тысячелетней истории нашего народа. Практическая сторона такой диктатуры может быть различной. Но начинать необходимо, вероятно, с малого. По крайней мере кто же будет сейчас против категорического запрета тиражирования в масс-медиа порока, зла и насилия...? Прекращение обучения детей в школе, студентов в вузах на фактах лжи и дезинформации истории, в частности. Необходимо вернуться к истокам отечественной ментальности, к пониманию справедливости как универсального принципа жизни. Не рынок спасет Отечество. Безальтернативное следование идее вступления страны в рыночное хозяйство - есть ничто иное, как попытка продать Русь на мировом базаре язычников, законников и ее врагов в целом. Русь спасет то, что спасало всегда - укрепление нравственных основ жизни, духовное Возрождение. "Не убий", "не укради", "не прелюбодействуй", "не лжесвидетельствуй", "возлюби ближнего как себя самого" и т. д. Это не только нравственные ценности Православия, но и общечеловеческие ценности, которые позволяют всем народам, населяющим руськие земли, найти или возродить свою нравственную формулу и особенность  самоопределения. Введение диктатуры Совести и моральное самосовершенствование каждого, - по существу и есть, на наш взгляд, реализация известного критерия справедливости в современных условиях. Навязываемому стране духовному рабству может быть противопоставлена только духовная свобода. Свобода, как осознанная необходимость вернуться на испокон вечные пути своего духовного развития. На путь "третьего Рима". Русь может быть только Великой или никакой. И, прежде всего, великой Духовно.

Второе. Наряду с Возрождением духовным в органической связи руськие народы должны стать на путь соборности. Сила этих народов - в их единстве. Такой тезис более чем подтвержден многовековой историей. Великая Русь сейчас поделена на мелкие удельные княжества, гибнущие в своем социальном бессилии. Недруги, членившие ее во время смуты, добивались не только моральной деградации населения страны. Нравственный критерий "холодной войны" являлся лишь средством для достижения цели "мамоны" - определяющей сущность западной цивилизации. Русь членили, чтобы по частям было удобнее ее грабить, изымать неисчислимые материальные богатства.

Еще в 1972 году группой специалистов Массачусетского технологического института был подготовлен знаменитый доклад под названием "Пределы роста", в котором доказывается, что к середине XXI  века сырьевые ресурсы Земли, особенно невосполняемые, будут исчерпаны. То, что мир на грани планетарной катастрофы, неоднократно определялось и "Римским клубом", соответствующими другими международными организациями, включая ООН, а также широкими слоями научной общественности. Имеется лишь один регион в мире, являющийся лидером сырьевой самодостаточности - территория бывшего Советского Союза. По разным источникам в настоящее время  только одна Российская Федерация обладает почти половиной основных сырьевых запасов человечества. Руськие земли - уникальный регион не только духовно, но и материально. Здесь есть все. Вот за это богатство, за эти материальные ценности и идет яростная борьба. А если посмотреть вглубь истории, то и все мировые войны этого столетия велись именно за доступ  к нашим отечественным богатствам. Настоящее время не является исключением, с разницей, что так называемые "передовые демократические страны", как хищники над добычею, уже поглощают, делят награбленное на фоне "угасания самосознания самого непокорного в мире народа". Есть ли этому альтернатива? Убеждены, что есть. Где она? Она также определена нашим богатым историческим прошлым, заповедями предков, опытом возвышения и падения величия нашего Отечества.

На всем протяжении своего развития Русь сильна была только тогда, когда была единой, сплоченной. Ссорились удельные князья, делили руськую Землю - беда приходила ко всем. Так было всегда. Об этом особо шла речь в уже отмеченной нами знаменитой "Повести временных лет", в которой содержится идея о пользе объединения руських земель, об исконном единстве славянских народов, о необходимости усиления государственной власти для установления порядка, где особо отчетливо звучит призыв прекратить княжеские усобицы, ведущие страну к разорению и гибели. Мотивы "Повести..." красной нитью пролегли  через всю нашу отечественную историю. Только единство руських народов обеспечило победу на Куликовом поле, только такое же единство легло в основу отражения агрессора под Полтавой, Бородино, в битвах Великой Отечественной войны. В настоящее время нас снова насильно разъединяют, чтобы мы были слабыми. Но нам-то нужно все наоборот. Только совместно в единстве всех руських и других братских народов можно преодолеть "демократическую смуту". Альтернативы этому также нет. В свое время "Слово о полку Игореве" определило главную политическую задачу той эпохи - призыв удельным князьям к единению перед нашествием монголов. Время подтвердило правильность "Слова...". В настоящее время задача стоит еще более сложная. Идея единения, соборности необходима уже не для того, чтобы отразить агрессию. А для того, чтобы преодолеть ее уже реальные последствия, не дать врагу окончательно сделать из страны просто территорию своего обогащения. А руський народ превратить из великого - в раба.

Третье. Сила Руси и особенность ее развития определялась также державностью, специфическим государственным устройством. История нашей страны показывает, что наибольшее ее процветание было преимущественно в условиях сильной, централизованной власти. Так было при Ярославе Мудром, Петре I, Екатерине II... Это подтверждает и советский период истории, когда страна стала одной из самых могущественных и образованнейших государств  планеты за рекордно короткий период времени.

Централизованная власть - это, прежде всего, возможность иметь интуицию должного управления государством. Каждый народ специфичен в своем образе жизни и имеет право на соответствующие собственные формы организации и управления им. Существенное различие в общественном и государственном устройстве мы находим в Америке, Китае, Японии, у народов Африки, туземцев Австралии и т. д. Руськие народы также за многие столетия своей истории выработали именно свою собственную, отвечающую только специфике их, систему власти и управления. Это - система, вытекающая из традиционных основ образа жизни. И здесь, естественно, встает такой вопрос: почему в нашей стране безальтернативно насаждается только одна модель  государственного устройства, называемая "демократией"? И кому это нужно?

Чтобы ответить на такие вопросы, необходимо обратиться к первоисточникам классификации государственных систем. Известно, что классически под демократией понимается: "форма власти, при которой подчиняется меньшинство большинству и провозглашается равенство прав и свобод граждан". Всесторонне определение и интерпретацию данного термина дали еще древние греки. Об этом знают все те, кто изучал социальные науки. Но мало кто знает, что в течение почти двух тысячелетий, вплоть до становления эпохи буржуазных революций, демократия, как тип политического устройства, считалась одним из худших. В частности, еще Платон писал, что "типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распущен и бесстыден, однако наглость там называется просвещенностью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством". Более того, великий философ предупреждал: "Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает  величайшее и жесточайшее рабство". Худшим  из социальных устройств называли демократию также Сократ, Аристотель, Фома Аквинский и большинство других величайших мыслителей человечества. В этой связи резонно спросить: неужели люди, называющие себя современными демократами, являются мудрейшими, безальтернативно восхваляя и внедряя только такой тип организации государственной и общественной жизни? Очевидно, что нет. Здесь, вероятно, проявляется то, о чем и говорил Платон, что демократия порождает "величайшее и жесточайшее рабство".

Современный тип демократии, навязываемый нашей стране, нужен тем, кто ее персонифицирует для порождения именно мирового рабства, господства "золотого миллиарда", который должен с необходимостью управлять многими другими "незолотыми" миллиардами рабов. В том числе и в самобытной, сказочно потенциально духовно и материально богатой Руси. Вся система масс-медиа, образования доказывает преимущества современной демократии. Возможно, это оптимальный путь для обустрой ства Америки и ее сателлитов. Но зачем этот тип государственного устройства навязывать всем, особенно в век информационной революции? Здесь также очевиден ответ в том плане, что под демократизацией предпринимаются попытки беспрецедентного порабощения. Точно также, в принципе, но в других формах, как это уже происходило, к примеру, в эпоху колониальных войн. Более того, вызывает удивление в этой связи фактическое игнорирование предостережений, близких тем, которые высказывают в настоящее время многие наши отечественные патриоты. В частности, как ярко отмечает известный правозащитник, православный священник отец Дудко, что "Перед жестокостью демократии бледнеет всякий деспотизм".

История свидетельствует о том, что кто бы насильно не привносил на Русь свои формы правления, ни одна из них не прижилась. Именно собственная державность с ее традиционно сильной государственной властью являлась одним из факторов не только преодоления невзгод, но и нормального, соответствующего традициям и ментальности народа, основного фарватера развития этой страны. Как альтернативу состоянию разрухи, беспорядка, неуправляемости народ  жаждет радикального усиления власти, жесткой власти не чужого, а собственного государства, в интересах собственного народа. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования последних лет, и не только они.

Таким образом, путь Руси к былому величию явится, скорее всего, трудным и длительным. На наш взгляд, основной вектор его направленности будет обусловлен традиционной российской Духовностью, Соборностью и Державностью, альтернативы которым сегодня нет. Такой фарватер развития страны соответствует тому, что когда-то предсказал старец Филофей. Либо Русь станет "третьим Римом", либо обречена на погибель. И чтобы возродиться Великой Руси, на наш взгляд, ей необходимо, по крайней мере, повторим, решить три задачи. Это возвратиться к своим духовным истокам; собрать свои земли и людей, живущих на ней, воедино; организовать их жизнь на собственных, апробированных тысячелетием, принципах. Чтобы сильными быть духовно и крепкими материально. Только так, на наш взгляд, можно преодолеть состояние нынешней "демократической разрухи".

Павел ХРИЕНКО
Крымская правда, 24.03.2001
Hosted by uCoz