Д.Рогозин

Время собирать страну

Наши соотечественники должны участвовать в формировании внешней политики государства

Почти два месяца назад в Москве состоялся долгожданный Конгресс соотечественников, который готовился соответствующей правительственной комиссией и Минфедерации (бывшим Миннацем) более полугода. А до этого целое десятилетие ушло на неглубокое осмысление самой проблемы нашим родным чиновничеством, что, в свою очередь, сказалось и на проведении самого конгресса.

Конгресс несбывшихся надежд

Многие участники этого форума, как о том уже писала "НГ", с сожалением констатировали крайне низкий организационный и идейный уровень его подготовки. Прежде всего не выдерживало никакой критики формирование состава делегатов, которые подбирались зачастую по случайным рекомендациям. В итоге был создан повод для многочисленных конфликтов между различными организациями ближнего зарубежья и российскими структурами, и в неразберихе "соотечественником" стал даже симпатичный темнокожий лумумбовец, причем на том основании, что когда-то изучал русский язык. Таким образом, Конгресс соотечественников, по сути, стал "конгрессом чиновников" - и потому не оправдал возложенных на него надежд. Ведь что главное для бюрократа? Главное - чтобы не было проблем, чтобы не создавать себе головной боли в лице сильной, сплоченной и самостоятельной организации соотечественников.

Самый неутешительный итог конгресса - в том, что российская бюрократия не смогла выдержать должного уровня мероприятия, в котором принимал участие президент России. Делегаты были оскорблены унизительными процедурами при регистрации в гостинице и проходе в Колонный зал, а освещение в СМИ было поставлено из рук вон плохо (что понятно, поскольку на самом конгрессе и задолго до его начала были созданы препятствия для общения журналистов с делегатами).

Правительство не подготовило для делегатов ни полезных документов, ни памятных подарков, которые напоминали бы соотечественникам о том, что Россия остается с ними. Сама организация конгресса производила впечатление намеренного, подчеркнутого противодействия президенту России. Президент, например, говорил о едином народе, а делегатов конгресса превращали в просителей, стоящих в очереди за талонами на питание (которые можно было просто вложить в пакеты с документами). Президент ставил задачу продуктивной совместной деятельности с соотечественниками, а бюрократия эту деятельность уже на самом конгрессе, как и в период подготовки, успешно блокировала. Президент говорил о неудовлетворительности работы государственных органов в деле взаимодействия с соотечественниками и защиты их прав, а эти самые госорганы стремились создать благостную картину, отчитываясь "о проделанной работе" и о потраченных зря деньгах. Не случайно в речи Владимира Путина прозвучал тезис о кадровых переменах в составе правительственной комиссии, а вскоре после конгресса был распущен самый главный затейник полномасштабного провала - доселе непобедимый исполин по имени Минфедерация, бывший Миннац. Товарищи, видимо, так и не поняли, чего от них так долго требовал президент и чего так настойчиво добивались соотечественники.

Эти неутешительные итоги требуют своевременного анализа, как и стратегия всей работы с соотечественниками в ближайшем и отдаленном будущем.

Обществу необходима "национальная мобилизация"

Нас, граждан страны и зарубежных соотечественников, объединяют история, культура, язык и ответственность за благосостояние всех, кто связывает себя с Россией и желает ее процветания. Именно "русское зарубежье" сближает нас с "золотым веком" русской государственности. Поэтому то великое, что отражается в орденах, гербе, гимне и флаге России, должно воплотиться и в живых проявлениях государственной традиции. Ведь национальная идея России давно разработана в трудах ведущих русских философов конца XIX - начала XX века (включая труды, появившиеся в "русском зарубежье"). Большинство высказанных в тот период идей можно смело брать в настоящее и применять в современных условиях.

Забвение отечественной истории гибельно сказалось на состоянии российской государственности. Выросло целое поколение, не знающее своей истории, культуры и языка. Тревожно, что такие процессы продолжаются в России с гораздо большим размахом, чем в ближнем зарубежье, где русские прилагают неимоверные усилия, чтобы остаться русскими. В этом смысле русская эмиграция дальнего зарубежья продемонстрировала нам уроки личного и национального достоинства, сохранив и русский язык, и русскую культуру, и историю. Новая Россия должна эти уроки усвоить и взять на вооружение в политической и общественной жизни, во внешней и внутренней политике, поскольку мы переживаем сегодня как раз тот исторический момент, когда обществу необходима национальная мобилизация.

Говоря о соотечественниках, нельзя не сказать и о внутренних проблемах русского народа в самой Российской Федерации. Пора наконец не только на словах признать, что русский народ является государствообразующим. Поэтому агрессивное вытеснение русских из республик Северного Кавказа (не только из Чечни) и других регионов резко ослабляет каркас российской государственности, обостряет межнациональные и региональные противоречия. Вот почему власть (законодательная и исполнительная) должна применить все средства для того, чтобы прекратить дискриминацию русских прежде всего в самой России, иначе все наши рассуждения о стратегии по отношению к соотечественникам зарубежья лишены какого-либо смысла.

Российская государственность опирается на русскую культуру, русскую идентичность, которая в корне отличается от узкоэтнического самоопределения. В России люди русской культуры составляют не менее 90% от общей численности населения. В этом смысле можно считать, что сложилась единая политическая нация. К русской культурной идентичности тесно примыкают национальные меньшинства, которым в России обеспечен льготный режим существования - в особенности в рамках административно-территориальных автономий. Вместе с тем эти льготы порой используются для расшатывания национального единства и попыток выбивания для некоторых народов особых прав по сравнению с остальным населением. Необходимо напомнить, что задачей государства является обеспечение равенства прав всех граждан, сохранение единой политической нации, а не подмена национального единства "договорной федерацией" этнических образований.

Русский язык и русская культура - главные факторы общности российских соотечественников. Особое внимание к ним со стороны государства необходимо как во внешней, так и во внутренней политике. Поэтому внутри страны необходима программа мер по обеспечению государственного статуса русского языка, реальной отдачи от общественных советов при ГТРК, государственных печатных изданий, контрольной функции Минпечати. Российские СМИ должны быть носителями русской культуры и норм русского языка (увы, действительность далека от этого идеала) и потому просто обязаны восстановить свою образовательную и просветительную функцию.

-

Русский язык и русская культура в СНГ и Балтии

Перед правительствами этих государств необходимо постоянно ставить вопрос об обеспечении преподавания в русских школах полноценных курсов русского языка, литературы и истории. На сегодняшний момент остро стоят проблемы обеспечения хотя бы начальной школы переведенными на русский язык учебниками и пополнения фондов школьных библиотек детской и учебной литературой на русском языке. Россия должна добиваться права распространения своего интеллектуального и духовного богатства по меньшей мере в среде русских соотечественников - и создавать условия освоения русскими детьми родной культуры и родного языка.

От МИДа, Росзарубежцентра и Министерства образования России зависит перспектива создания системы русских лицеев при посольствах, в которых могли бы обучаться не только дети сотрудников посольств, но и дети наших соотечественников. Необходимо в короткие сроки создать систему дистанционного общения и образования для русской диаспоры с использованием средств Интернета.

Также было бы важным, с учетом вышесказанного, учредить Государственный архив русской эмиграции, всемерно поддержать фонд-библиотеку "Русское зарубежье", созданную Солженицыным, развернуть издательскую программу по духовному наследию русской эмиграции. Под патронатом государства имеет смысл учредить "Столыпинское общество" для объединения обществоведов-традиционалистов, русских философов, историков, социологов. Без "собирания" русского интеллектуального потенциала не может состояться и "собирание" нации.

Статус соотечественника

Если для дальнего зарубежья важно в ближайшее время создать среду дистанционного общения, то для ближнего самым насущным вопросом является статус соотечественника. Поэтому неотложной задачей является пересмотр нормативной базы, существующей в этой области. Закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" был принят Госдумой в условиях жесткой конфронтации между законодательной властью и первым президентом России. К сожалению, этот закон до сих пор остается декларацией. Статус соотечественника должен приобрести наконец предметный характер, а российские структуры по опыту зарубежных стран должны продумать льготный режим выдачи виз и беспрепятственного получения (разумеется, на законных основаниях) российского гражданства.

В законодательном порядке необходимо рассмотреть и вопрос об обеспечении политических прав соотечественников. Речь должна идти не о случайном вспомоществовании лицам, почему-то вдруг считающими себя близкими нашей стране, а о единстве расчлененной нации ("разделенного народа"). Отсюда - приоритет политических задач (не умаляя значения гуманитарных). То есть в числе первых стоит задача наделения соотечественников политическими правами - прежде всего избирательными правами через создание зарубежных избирательных округов. Сейчас по странному принципу голоса соотечественников-граждан произвольно разбросаны и приписаны к Ленинградской и Московской областям и столице.

Международный конгресс русских общин уже несколько лет выступает за образование зарубежных избирательных округов и за выборы официальных представителей соотечественников в федеральные органы власти. В будущем, вероятно, следует предусмотреть повышение статуса представителей наших соотечественников в российском парламенте - от совещательного до равноправного членства с решающим голосом. Поддержка этой идеи, звучащая со стороны известных политиков, пока не реализована в законодательных инициативах.

Позволю себе напомнить о том, что Международный конгресс русских общин все эти годы был организацией, которая боролась за права соотечественников не только как общественная, но и как политическая структура. Именно МКРО (через свою российскую ветвь - КРО) дважды выходил на парламентские выборы со своими идеями и делился ими с другими организациями. Главное же в этих идеях заключается в тезисе: русские в ближнем зарубежье должны быть реальной политической силой, оказывающей влияние и на внешнюю политику России при формировании ее курса в отношении стран СНГ и Балтии.

Уже сегодня можно обеспечить повышение статуса соотечественников за счет их привлечения в качестве экспертов и почетных консулов при формировании должных отношений России с государствами, в которых они проживают. Пора формировать влиятельное русское лобби за рубежом! Это пойдет только на пользу нормальным отношениям России с ее партнерами, а российские структуры, в свою очередь, будут располагать реальной, а не мифической картиной той ситуации, в которой живут наши соотечественники.

"Русский вопрос" и собирание нации

Почему до сих пор наблюдается торможение в контактах России с русским зарубежьем? Почему после конгресса 1991 года столь долго не наблюдалось никакого продолжения? Во-вторых, сближение с соотечественниками ставит вопрос об ответственности многих высших лидеров и чиновников за расчлененное состояние народов прежде единого государства. Именно поэтому "русский вопрос" рассматривается бюрократией как "лишний", а соотечественники - не как часть политической нации, а как назойливые нахлебники. Между тем как в дальнем, так и в ближнем зарубежье многое из того мировоззрения, которое делало Россию великой, сохранилось гораздо лучше, чем в Российской Федерации.

Чтобы Конгресс соотечественников (как постоянно работающая структура) впредь становился значимым явлением политической и общественной жизни страны, необходимо проводить его в условиях активизации общественных процессов, не говоря уже о тщательной подготовительной работе, когда сами участники должны быть представителями реально действующих объединений соотечественников, а не лицами, с которыми удобно работать. Работа конгресса должна привести к созданию международной общественной организации, объединяющей зарубежные русские общины в единую структуру под патронатом президента России.

"Русский вопрос" сегодня - ключевой. А потому пришло время создать Консультативную комиссию по национально-культурному развитию русского народа при президенте РФ с включением в нее активистов русских общин и объединений соотечественников.

Мы должны понять неизменный исторический закон: нация выше государства. Если государство подминает нацию, оно обречено. Преодолеть это состояние обреченности мы сможем только через политическую идею единства российской нации, включающей в себя часть русской диаспоры, не утратившей своих связей с Россией.

Как писал 130 лет тому назад русский мыслитель Николай Данилевский, "исторический народ, пока не соберет воедино всех своих частей, всех своих органов, должен считаться политическим калекою". Чтобы не быть народом-калекой и не ковылять за более успешными и здоровыми странами, мы должны в первую голову ставить вопрос о воссоединении нации. Собственно говоря, с этого и начнется собирание России.

Дмитрий РОГОЗИН,
председатель комитета Госдумы РФ по международным делам, доктор философских наук. Крымская правда, 5 января 2002 года.
Hosted by uCoz