мечеть

Геополитические аспекты исламизма. Крым...

Многие политологи как в странах СНГ, так и на Западе сходятся во мнении, что XXI век пройдет под знаком противостояния исламского фундаментализма и европейской цивилизации. Подобно тому, как вторая половина прошедшего XX столетия проходила в условиях "водораздела" мира между социалистической и капиталистической системами.

Исламский фактор уже сегодня определяет многое в международной жизни. Ислам - это свыше миллиарда верующих, 50 с лишним  государств от Магриба в Северной Африке до Филиппин. Общины мусульман существуют еще в 120 государствах. В этот мир частично входит и Украина, где, по официальным данным, почти 500 тысяч граждан исповедуют ислам.

Разумеется, надо отделять ислам как религию от попыток использовать ее в сугубо  политических целях, что и являет собой исламизм. Надо отметить, что исламизм, как идеология "политизации ислама", подпитывается сочетанием таких факторов, как усиление демографического потенциала мусульманского мира (если в начале XX века ему с рождения принадлежал лишь каждый десятый житель планеты, то сейчас - уже каждый пятый), рост экономического богатства ближневосточной "нефтяной империи", ощущение особой миссии ислама как религии весьма универсальной, исторически самой молодой и менее всего подверженной внутренней эрозии.

Исламский мир v одна из важнейших составляющих будущего миропорядка. Но сегодня она крайне неустойчива: происходит поляризация мусульманского мира, переживающего огромные трудности развития, усиливается экстремистский исламизм, распространяется терроризм, возникают политические альянсы сил агрессивного национализма и экстремизма от религии.



Дуга нестабильности

В современном мире есть, пожалуй, единственная геополитическая зона, которая близка по уровню нестабильности мусульманскому миру. Это - постсоветское пространство, где эти зоны сопредельны и их взаимодействие все чаще происходит через слияние конфликтных ситуаций. Более того, основную часть дуги нестабильности составляет линия соприкосновения мусульманского мира и постсоветского, постсоциалистического. А это территории бывшего СССР и Югославии. Географическая близость влечет экстремистский исламизм к мусульманскому Северному Кавказу, Средней Азии и Причерноморью, которые ранее были закрыты для него.

Действуя изнутри и извне, исламские радикалы возбуждают обособленческие настроения не только в мусульманских анклавах различных государств. Ислам в мусульманских странах нередко не только санкционирует существующую власть, но и служит знаменем оппозиции, которая может, во-первых, защищать существующие порядки  от внешнего вмешательства под лозунгом "сохранения ислама", а во-вторых, бороться за их радикальное изменение, требуя создать "исламское государство". В первом случае - это исламский традиционализм, во втором - исламский фундаментализм (или исламизм).

По мнению политологов, в период  после окончания холодной войны одной из существенных угроз цивилизованному мировому сообществу является исламский фундаментализм. Многочисленные "борцы за веру" готовы отдать жизнь за утверждение исламского порядка в мире. Однако, участвуя в вооруженной борьбе с немусульманскими государствами, исламские фундаменталисты не забывают и о "борьбе за умы", идеологической вербовке своих сторонников из числа нейтрального мусульманского населения, проживающего в этих странах. Целью этой психологической войны исламистов является внедрение исламских принципов и идеалов в общественную и политическую жизнь той или иной страны и последующее образование "исламского государства".

-

Турецкий фактор

Наша южная соседка Турция является уникальной страной в том плане, что одновременно принадлежит исламскому миру (99% населения - мусульмане) и является (с 1952 года) членом Североатлантического альянса - НАТО. На протяжении всей новейшей истории Турции в ней идет борьба двух начал - исламского и кемалистского (в свое время Кемаль Ататюрк провозгласил приоритет светского государства, отделив государственные институты от ислама). Причем в последнее время особенно усилилась Партия благоденствия, имеющая большинство в парламенте. Она выступает против 24-й статьи турецкой Конституции, предусматривающей светский характер государства, и поддерживает идею возврата к нормам шариата - мусульманского права. Внешнеполитические ориентиры Партии благоденствия известны: экспансия своих идей и взглядов на обширную территорию от Марокко до Китая, объединение всех тюркоязычных народов под знаменем ислама и руководством Турции.

Как член НАТО и кандидат с многолетним стажем на прием в члены Европейского Союза, Турция претендует на роль южного "моста" между Европой и Центральной Азией.  Общность происхождения и схожесть языка турок и тюркских народов Центрально-азиатского региона служат определенным подспорьем для выполнения этой функции. Культурно-историческая и этнорасовая близость с Ближним Востоком и Центральной Азией заставляют Турцию все чаще оглядываться на Восток, хотя недавний исторический опыт, географическое положение и экономическая целесообразность связывают ее с Западом.

Турецкие амбиции, похоже, выходят далеко за рамки планов превращения в региональную сверхдержаву. Географический периметр пантюркизма как идеологии тянется от греческих островов в Эгейском море к Боснии и Албании, к западным районам Македонии, к пока еще сербским Космету (Косово и Метохии) и Рашке, юго-восточным регионам Болгарии, к молдавской Гагузии и украинскому Крыму, к Северному Кавказу и Закавказью, а также к Поволжью и Средней Азии.

Сегодня Турция - главный инициатор интеграционных проектов, для которой идея объединения тюркских народов стала составляющей государственной идеологии. Экономическое объединение Анкара пытается осуществить на базе транспортных коридоров, которые соединят туркменские, азербайджанские, казахские, узбекские нефтяные и газовые месторождения с турецкими портами Средиземного и Черного морей. Заинтересованность турецкого капитала в этих проектах понятна, отсюда и идет активное вложение денежных средств в страны Центральной Азии.

Следует также подчеркнуть, что, начиная с XIX века, Закавказье стало ареной столкновения интересов Англии, Франции, Турции, Ирана, Германии и России. После развала СССР, пользуясь ослаблением России, многие ее бывшие соперники ринулись в регион восстанавливать свое былое геополитическое влияние. В частности, Турция с целью усиления влияния на Северном Кавказе и в Закавказье использует тюркоязычную северокавказскую диаспору, общая численность которой составляет около 1,5 млн. человек. На Кавказе Турция, практически не встречая сопротивления, решительно применяет весь имеющийся арсенал экспансии: давление через Каспийский нефтяной консорциум; почти неприкрытое вмешательство а карабахский конфликт (разработка турецким руководством весной 1992 г. планов ввода своих войск в Нагорный Карабах для оказания помощи азербайджанской армии); попытки создания военно-стратегического блока с вовлечением Азербайджана и Грузии. Основная часть нового блока уже стала реальностью, воплотившись в недавно созданный под патронажем НАТО турецко-азербайджанский военный альянс.

Заключенный союз отражает качественные изменения, которые произошли в отношении НАТО к Закавказскому региону, ибо к экономическим интересам теперь уже добавились и военные. Итак, все более тесное турецко-азербайджанское военное сотрудничество стало фактом, который уже никто и не пытается скрывать, а начальник турецкого генерального штаба говорит о нем как о фундаменте нового военного союза. Это подтверждается тем, что Турция, кроме военного производства, берется обеспечить подготовку азербайджанских офицеров для всех родов войск. Вывод очевиден: Азербайджан усилиями Турции уже практически вовлечен в орбиту военных интересов Североатлантического альянса. Таким образом, американцы помогают туркам, а те, в свою очередь, в связи с освоением западными компаниями каспийской нефти, модернизируют военный комплекс Азербайджана.

Не меньше внимания уделяют турецкие геополитики и Крыму.

Крым - средоточие коммуникаций как воздушных, так и морских, наиболее удобный пункт для "перевалки" финансов между Западом и Востоком, Югом и Севером. Здесь еще и этнический, и национально-культурный перекресток. Как известно, в Турции сейчас проживает около двух миллионов этнических крымских татар.

Еще в конце мая 1994 года Украину посетил президент Турции Сулейман Демирель. В Киеве он впервые заговорил о российской угрозе на Черном море. А накануне визита Демиреля начальник генерального штаба вооруженных сил Турции заявил: "Россия стала очень серьезной угрозой для Турции... на нашей границе с Арменией находятся российские дивизии. Мы переживаем тяжелые дни..." Но вряд ли это соответствует действительности. Чувствуя за своей спиной поддержку НАТО, Турция все более решительно проводит свою самостоятельную политику, которая не всегда является дружественной по отношению к Украине. Так, во время визита Демирель посоветовал Украине разрешить всем желающим тюркам, имеющим татарские корни, возвратиться в Крым. А число таких крымскотатарских реэмигрантов может достигнуть 600 тысяч человек.

Крым более чем два столетия находился фактически в зависимости от османской империи. Ныне исламисты не скрывают своего взгляда на будущее полуострова: "Не нужно беспокоиться, кому отойдет Крым - к Украине или России. Как только возвратятся все мусульмане, Крым станет турецким", - такие прогнозы были опубликованы в турецкой прессе.

От "фундаментализма" до экстремизма один шаг

В самом мусульманском мире термина "исламский фундаменталист" нет. Он заменяется термином "аль-усулийя" или "ас-салафийя", который переводится как "настоящий мусульманин".

Термин "исламский фундаментализм" используется политологами на Западе для характеристики ряде движений, которые призывают к суровому выполнению канонов шариата. Однако на практике теология зачастую отходит на второй план, уступая место "революционной целесообразности" захвата власти фундаменталистами в своих странах, а также откровенным проявлениям террора в международном масштабе.

К основным организациям исламских фундаменталистов относятся:

Алжир: Фронт национального освобождения (и его Исламское военизированное крыло), лига мусульманского призыва, "Рабита", "Аль-Улима" (в ходе пятилетней борьбы исламистов с правительством Алжира погибло свыше 100 тысяч человек).

Палестина: "Хамас", "Союз палестинских патриотов" (Платформа 10-ти), куда входят Демократический фронт освобождения Палестины, Фронт национального освобождения Палестины, Исламский джихад.

Египет: Ат-кахфир валь-хигра, Ассоциация братьев-мусульман во главе с Аль-Удейбом ("прославившаяся" убийством президента Египта Анвара Садата).

Ливия: Джихад (у нее есть сектор в Афганистане, лагеря в Судане).

Ливан: "Партия Бога".

Турция: Организация исламского движения, Армия исламского спасения, Фронт сподвижников великого исламского Востока.

Афганистан: Исламская партия Афганистана (разделяется на исламскую общину Афганистана и Исламский союз за освобождение Афганистана).

Филиппины: Исламский фронт освобождения (ведущий ныне  войну с правительством за отделение "исламской части" государства).

Мьянма: "Араканская повстанческая армия".

Таиланд: Объединенная партия освобождения.

Группировки фундаменталистов есть также в Судане, Иордании, Сирии и других странах мусульманского мира. Наиболее значительная политическая сила на Ближнем Востоке - "Хезболлах" (лидер шейх Х. Насрулла). Имеет базы подготовки в южном Ливане, лагеря в долине Бекаа (Ливан), учебные базы вблизи Тегерана. В одной из восточных провинций Ирана есть база подготовки боевиков для дальнейшей засылки в Египет.

Несмотря на разные лозунги этих организаций и движений, их борьба в конце концов сводится к одной цели - способствовать созданию исламской супердержавы. В "отдельно взятой стране", а именно - в Афганистане местные талибы уже построили свое образцово-показательное государство. На страх собственному народу и соседям... Так, руководители исламских стран Ирана и Пакистана уже осудили средневековые "перегибы" талибов, взорвавших уникальный памятник мировой культуры - гигантскую статую Будды. Еще более опасными представляются попытки религиозных фанатиков взорвать мир, причем за сотни и тысячи километров от своих земель.

Дмитрий ФЕОФАНОВ, Крымская правда, 8.09.2001
Hosted by uCoz