незалэжный историк

"Черный пиар" из учебника

Iсторiя незалежної
України -

самая незалэжня
история в мире!

Незалежный автор учебников

В моих руках - новехонький учебник "Новейшая история Украины", часть II (1939-2001 гг.), допущенный Министерством образования и науки Украины как пособие для 11 класса.

Нарядный учебник, хороший дизайн, офсетная печать, на высоте методическая сторона: документы, вопросы к темам, есть иллюстрации, список сокращений, словарь терминов и понятий, хронология. Авторы - уже знакомые учителям истории - Ф.Г.Турченко, П.П.Панченко, С.М.Тимченко. А полистаешь - и вновь окунаешься в темное болото все тех же дефиниций, все того же подбора уже набивших оскомину "аргументов" в защиту и прославление исключительного вклада Украины в разгром фашистов, и ее особой роли в современном мире, словом, все та же идеология национал-патриотов...

Как, например, можно обособить в самостоятельный блок исторических событий войну 1941-1945 гг. применительно к Украине, если Великую Отечественную вели все народы СССР, если защищали Киев, форсировали Днепр, сражались в партизанских отрядах представители всех союзных республик.

И если говорить о действительно тяжелых годах 1946-1947 ("голодоморе"), то разве легче было в Смоленской или Брянской областях?  Из учебника прошлых изданий убрали очень крупный "пролет" с эпизодами о деятельности и.о. премьера Звягильского, оч-чень почтительно освещается деятельность президента Л.Кучмы, но все-таки... заключительные строки (повторительно-обобщающие уроки) "Украина в условиях независимости" ставят все на место; годы эти ничего не дали народу, кроме нищеты: "Снизился жизненный уровень подавляющего большинства населения. Инфляция полностью уничтожила скромные сбережения, накопленные частью граждан в течение всей жизни. Дестабилизации социальных процессов способствовали высокие темпы имущественной и социальной дифференциации населения, резкая поляризация населения на "новых богачей" и бедняков, фактическое отсутствие "среднего класса", являющегося гарантом общественной стабильности большинства экономически развитых стран" (стр.398).

Чьи же портреты украшают учебник? Вот они: Степан Бандера (ОУН), Я.Стецько, премьер "правительства" Украины, разогнанного 9 июля 1941 г. по приказу Гитлера, В.Кубийнович, "руководитель единственной легальной организации на оккупированной территории" (речь все о тех же УПА и ОУН), в упор на читателя смотрит Иосиф Слипый, митрополит Украинской греко-католической церкви (униаты), широко представлены диссиденты - Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Иван Дзюба, Вячеслав Чорновил, Степан Хмара и т. д. и т п. А вот великому Ковпаку, легендарному Кузнецову, даже Кожедубу, великим преобразователям земли, славным шахтерам, металлургам - не нашлось местечка.

Есть групповой портрет членов Политбюро во главе с Брежневым. Но как подано! "К началу 80-х годов средний возраст членов Политбюро ЦКПСС перевалил за 70 лет". А Уинстон Черчилль? А королева Англии? А реформатор Дэн Сяопин? Примеров "долгожителей" в политике множество.

Неплохо бы дать групповой портрет молодых лидеров Украины П.Лазаренко, Ю.Тимошенко, В.Ющенко с соответствующей подписью о том, что сделано молодыми лидерами для народа. И сопоставить. Сравнить.

Нашлось даже место для фотографии с такой подписью: "Вице-премьер-министр Украины М.Жулинский на встрече с крымскими татарами - репатриантами. Начало 90-х годов". Крымские политики хорошо знают роль этого человека...

И уж совсем искажены многие обстоятельства обустройства степного Крыма. "Переселенцы, попав  в непривычные условия, даже заявляли: выписали бы хоть одного татарина, чтобы рассказал, где что сеять и где воду брать".

Степной Крым осваивали еще с XVIII века. В Красногвардейском, Джанкойском, Первомайском районах жили немцы, евреи, эстонцы, русские, украинцы, армяне и другие народы. Они тут бурили скважины, разводили сады и виноградники, затем превратили степные просторы в подлинные оазисы. Именно в послевоенные годы.

Подтекст фразы, приведенной выше, носит очень недобрый нюанс. И таких "пилюль" много рассыпано по учебному пособию.

Этот учебник - идеологический компас в формировании взглядов школьника, поэтому столь тревожит молчание наших историков: докторов наук, профессоров и доцентов, кандидатов и иного ученого люда при выходе подобных учебный пособий.

Хотелось бы услышать их не только мне, сельскому учителю, но и родителям, и широкой общественности, ведь это не роман или бульварная история  вымышленных персонажей, это, повторюсь, компас идеологии, ориентиры новым поколениям, чтобы "делать жизнь с кого"...

Когда я уже закончил эту заметку, прошли торжества по случаю 10-летия независимости Украины. В газетах - масса публикаций, но хотелось бы поблагодарить Григория Листовского, историка из Харькова, за его "Некоторые этапы борьбы за независимость Украины" ("Крымская правда", 22 августа 2001 г.). Если б расширить это и издать в виде брошюры - это было бы хорошим пособием для учителя и школьника. Альтернативным.

Николай ГОТОВЧИКОВ, учитель истории Восходненской школы Красногвардейского района, Крымская правда, 21 сентября 2001 г.
Hosted by uCoz