вопрос

Первый раз - в украинский класс

Ребятишек здесь из-за затруднения набора привечают, создавая им лучшие условия, нежели их ровесникам, обучающимся в обычных русскоязычных классах.

Если в обычных классах насчитывается от 30 до 40 учащихся, то украинский класс, открывающийся с нового учебного года в евпаторийской общеобразовательной школе №2, будет функционировать даже в том случае, если наберется в него менее десяти ребятишек. Не будет у них (в отличие от русскоязычных учащихся) никаких проблем ни с учебниками, ни в индивидуальной опеке: для украинских классов будут созданы специальные условия.

Проблема по прежнему остаётся пока что только одна - приучение детей к государственной мове.

Виталий ШЕВЧЕНКО, Крымская правда 19.06.2001г.

`P.S. Налоги все мы (и русскоязычные граждане в том числе) платим одинаковые, на наши налоги содержатся бюджетные школы. Однако при распределении наших же денег, привилегии - за счёт наших детей - предоставляются только для привлеченных в украинские классы, т.е. для избранных по языковому признаку.
На Украине теперь это называют равенством языков и "демокаратией"... :-)


вопрос

Школа - как политическое гетто

Правомерность употребления здесь термина "гетто" обусловлена не национальным, а возрастным цензом: школьники - это дискриминированное меньшинство населения Украины, которое ежедневно подвержено жесткой идеологической обработке, о чем мало говорится в печати и о чем как-то  написал на страницах "Крымской правды" светлой памяти Влад Рябчиков. Самое незащищенное меньшинство...

... В памятной эйфории первых лет после обретения "воли" Украиной особенно интригующим было волеизъявление сверху: "Школы - вне политики!" Без октябрят, без пионеров, без комсомольских собраний, без политучебы, без "тоталитарной идеологической машины", что осуществляла в школах нравственные идеалы "руководящей и направляющей".

Отложим в сторону эффективность альтернативных объединений типа скаутов, одноликих конкурсов "Мисс школа" и т. п. новаций (тут разговор особый, трудный), а вернемся к идеологии школьной жизни в срезе школьных программ 2001 года. Неужели все вне политики?

Курс истории всегда был и остается одним из главных в формировании мировоззрения ученика. Он начинается с 5 класса. "Рассказы по истории Украины" Виктора Мисана (Киев, "Генеза", 1997 г) - один из учебников, по которому изучают историю своей родины пятиклассники.

Вначале цитата из завершающих строк этого пособия, из обращения автора к юным гражданам Украины:  "Посмотри вокруг! Колосится хлебная нива. Украина полностью обеспечивает себя зерном. Манит свежестью зелени и голубизной полесский лен. Из него вырабатывают лучшее в мире ткани. Белыми реками течет украинский сахар. Больше всего его вырабатывают на Подолье... А сам Донбасс? Это и уголь, и металл, и электроэнергия, и машины. Автомобильный завод Львова выпускает комфортабельные автобусы. Дозревают на пологих склонах Крыма виноградники. По горным рекам Закарпатья сплавляют лес сплавщики. Все это - наша страна сегодня, ее трудовой ритм. Будь же и ты гордостью нашей земли. Я  желаю тебе успеха. Смело обогащайся знаниями. Счастья тебе!"

Не правда ли, завидная патетика, умилительная картина благоденствия? Но школьники смотрят телепередачи о многострадальном Донбассе, у многих детей в доме нет сахара к чаю, а что осталось от виноградников (хоть в той же "России", где я живу) - заросшие свинороем и прочими сорняками "дикари" - видят ежедневно.

Ладно. Можно простить беллетристику господину Мисану - у каждого есть слабость. Но вот идеология курса - типичная, одиозная.

О событиях октября 1917 года, например, ровно 17 строк. Фрагмент: "В соответствии с планами большевиков народ должен был бы строить новое общество, без рабского труда, без нищеты, голода и холода, без страха и войн. Называется это общество - социализм". Однако о строительстве социализма - ничего, т.к. в главах "Тревожные дни 1918 года", "День соборности Украины", "Голод", "Геноцид" - рассказ, как большевики захватили Украину, "организовали" голодомор и геноцид.

Все это в духе тех же национал-шовинистов, которые в злобной немощи внушают людям идеи украинской исключительности, нередко смыкающимися с идеями "Майн кампф"

Год 1939-й. Присоединение областей Западной Украины, их вхождение в состав УССР. У Мисана: "Большевики действовали как оккупанты. Они расправлялись с патриотами Украины, заключали их в тюрьмы, ссылали в Сибирь, расстреливали".

Великая Отечественная война... И снова - привычные оценки: "Длительное время воинов УПА называли бандеровцами. Но следует помнить, что повстанцы были на своей земле. Они вели освободительную войну, ибо защищали свою землю, свой народ, свои семьи" (стр. 189).

А не напомнить ли ученикам слова Германа Геринга: "На Украине есть все: яйца, масло, пшеница, сало и в количестве, которое трудно себе представить. Мы должны понять, что все это отныне и навеки немецкое". А почему бы не напомнить о том, что дивизия "СС-Галичина" осуждена Международным трибуналом на Нюрнбергском процессе? Почему не рассказать о славном Ковпаке, Молодой гвардии, Николае Кузнецове? Не нашлось места?

... На днях проводил экскурсию в музее "России" (музей пока сохранен), рассказал пятиклассникам о героях войны, о героях труда, полюбовались диорамами, остановились у бюста В. И. Ленина.

- Кто это? - спрашиваю ребят.
Молчание. Затем неуверенный голос:
- Ленин. Он главный большевик. Украину завоевал.

И все. Это пятиклассники. Это их первый экскурс в историю Украины. Цветочки. Ягодки - в нашпигованных соответствующей идеологией курсах "Новейшей истории Украины" Ф.Турченкова, о чем писалось неоднократно в "Крымской правде".

Имеет ли право учитель на альтернативный курс истории - вопрос риторический. Другое дело - всякий ли историк считает своим долгом отходить от жестких заполитизированных учебных программ?

Н.ГОТОВЧИКОВ,
учитель истории Восходненской школы Красногвардейский район,
Крымская правда, 13.06.2001г.
Hosted by uCoz