Кафедральный Собор святого Равноапостольного князя Александра Невского в Симферополе был разрушен коммунистами в 1927 году. Теперь решено возродить эту святыню колыбели русского Православия, такое решение по требованию верующих наконец-то приняла сессия Симферопольского горсовета. По этому поводу в обращении Крымской епархии говорится:
"В эти дни, когда все мы осознаем, что для процветания нашего Богоспасаемого Отечества необходимо духовное единство его народа - восстановление кафедрального собора св.благоверного князя Александра Невского в Симферополе пусть станет зримым символом нашего духовно-нравственного возрождения. Этот храм, построенный на месте суворовского редута, не случайно носит имя святого православного воина-полководца, выдающегося государственного деятеля, который не только на поле сражения, но и дипломатическим путем решал вопросы защиты Отечества. Именем этого угодника Божия был в годы Великой Отечественной войны назван орден, которым награждались героические защитник Родины от немецко-фашистских захватчиков. Мы твердо верим, что пребывая в составе создаваемого в симферопольском сквере Победы Духовно-патриотического комплекса, Александро-Невский собор, как и ранее, всегда будет памятником тем, кто совершал святое дело: отстаивал свое Отечество. Пусть возрожденный собор объединяет всех нас: и ветеранов, и молодежь, все народы многонационального Крыма - во имя созидания духовного единства, мира, согласия на Богоспасаемой Крымской земле, и да приблизит Господь тот радостный час, когда из этого дивного храма вознесутся к небесам наши молитвенные воздыхания, а над древней Тавридой проплывут его благовествующие колокольные звоны".
В эти же дни души христиан живущих на территории колыбели русского Православия - Крыма - были омрачены нелицеприятным фактом: нападками отлученного от церкви раскольника пана Денисенко (Филарета) и действиями так называемого «меджлиса» татар Крыма (к стати, татарский меджлис так и не прошёл предусмотренную законом обязательную регистрацию и по существу является незаконно действующей организацией), а так же заявлением татарского духовенства. В средства массовой информации поступило заявление Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), в котором выражается его отношение к возрождению на полуострове традиций православия, к восстановлению храмов. Привожу текст из газеты татар Крыма «Авдет» и заявление Муфтията (текст набран шрифтом зелёного цвета Ислама).
Станет ли Крым колыбелью православия?На прошлой неделе председатель меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев встретился с главой Украинской православной христианской церкви патриархом Филаретом. В ходе беседы обсуждались проблемы взаимоотношений между украинской и российской православными церквями. Председатель меджлиса выразил недовольство по поводу попыток главы крымской епархии г-на Лазаря превратить полуостров в "колыбель" православия. Филарет осудил действия местной церкви, устанавливающей по всей территории Крыма кресты и рекламные щиты. Патриарх квалифицировал действия крымской епархии как создание напряженности на межконфессиональной почве. По его словам, выставлять символику или устанавливать сооружения за пределами культовых зданий и специально предназначенной для этого территории провокационно и неуважительно по отношению к другим религиозным общинам. М.Джемилев высказал предположение о том, что Муфтият Крыма и представители ряда других конфессий выйдут из существующего межконфессионального объединения в протест нынешней политике крымской епархии. На встрече также обсуждались перспективы признания Верховным патриархом православной церкви в Стамбуле Украинской православной церкви Киевского патриархата. Татарская газета "Авдет" №13 от 4.07.2000 г.Заявление Духовного управления мусульман КрымаВ последнее время жители Крымского полуострова стали свидетелями появления в некоторых городах и населенных пунктах монументов в форме одного из символов православной ветви христианства - патриаршего креста, а также вывесок на обочине магистральных дорог с надписями типа "Крым - колыбель православия". Без всяких на то законных оснований ведется подготовка к строительству на центральной площади Симферополя соборной православной церкви Московского патриархата. В средствах массовой информации усиленно муссируется идея необходимости установления крестов во всех регионах Крыма: вдоль дорог, вблизи туристических объектов и в других общественных местах. Инициатором и вдохновителем этих акций является митрополит Симферопольский и Киевский Лазарь. Мы уважаем религиозные чувства православных христиан, включая их особое отношение к изображениям креста. В то же время Духовное управление мусульман Крыма отмечает, что попытка одной из религиозных организаций в одностороннем порядке установить повсюду в Крыму свою символику за пределами территорий своих культовых учреждений очень напоминает попытку навязать определенную религиозную идеологию на нашем полуострове. Мы вынуждены констатировать также, что руководство АРК в этом вопросе заняло деструктивную позицию. С одной стороны оно поощряет строительство православных храмов и окончательное разрушение и полное уничтожение мусульманских памятников истории и архитектуры. Саботируется выполнение Указа Президента "О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества". Многие мечети, количество которых в Крыму в XIX веке превышало полторы тысячи, до сих пор используются не по назначению, нередко оскверняются при попустительстве местных властей. Происходит глумление над религиозными чувствами коренного населения полуострова. Не отвечающие ни историческим традициям Крыма, ни современным его реалиям, ни принципу разделения государственной и религиозной жизни намерения "окрестить" весь Крым, можно оценить исключительно как стремление искусственно обострить межконфессиональные отношения между гражданами Украины различного вероисповедания. Архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю, возглавляющему одну из религиозных организаций Крыма, входящую в зарубежный Московский патриархат, следовало бы оценить возможные последствия любого недостаточно взвешенного решения. Ни одна религиозная организация, ни одна конфессия не могут и не должны претендовать на свою идеологическую гегемонию, в том числе путем навязывания своей символики обществу, строящемуся не по религиозному, а по гражданскому принципу. Выражая озабоченность в связи с создавшейся ситуацией, Духовное управление мусульман Крыма требует: - прекратить противоправную установку религиозных монументов и стендов на территории Крыма; - демонтировать уже установленные незаконные сооружения; - государственным органам власти принять экстренные меры по предотвращению дисбаланса в своей религиозной политике. До выполнения этих требований Духовное управление мусульман Крыма уведомляет о приостановлении своего членства в межконфессиональном объединении Крыма "Мир - дар Божий", поскольку не считает возможным находиться в одном объединении с лицами, которые не способствуют установлению мира и межконфессионального согласия на нашем полуострове, а действуют в прямо противоположном направлении. Духовное управление мусульман Крыма |
- |
Накат на нашу единую Православную Церковь происходит одновременно со стороны раскольников-самосвятов так называемой «украинской православной церкви» и со стороны татарского «меджлиса» и Муфтията, при полном «невмешательстве» властей. Не удивительно, что руководители ДУМК давно были замечены в особых симпатиях к лидерам меджлиса. Поразительно другое: идея начавшегося «антикрестового похода» поддержана «христианином» Филаретом (Денисенко).
Борьба с придорожными крестами может обернуться нешуточным межрелигиозным конфликтом, что видимо на руку клятвопреступнику Денисенко. А то, что мусульманское руководство прервало диалог, выйдя из Межконфессионального совета, только усугубляет ситуацию. Ссылки, что, мол, терпеть дальше мочи не было, - это всего лишь надуманные оправдания. Ведь не было же возмущений со стороны ДУМК по поводу иеговистов и кришнаитов, которые активно и беспрепятственно обрабатывают на каждом углу прохожих. Это ведь тоже религиозная пропаганда в не отведенных под культовые сооружения местах…
Нет подтверждения тому, что православной символики на полуострове ныне больше, чем мусульманской: мечети и минареты растут буквально на глазах. До недавнего времени представители мусульманской конфессии, включая муфтия, принимали активное участие в мероприятиях, посвященных 2000-летию Рождества Христова, не было и намека на конфронтацию с Крымской епархией, упреков, что она входит в «зарубежный Московский патриархат», как отмечается в цитируемом выше заявлении. Но в это дело вмешались пан Денисенко и пан-эфенди Мустафа Джемилев (лидер татарского меджлиса)…
К стати, величественный памятник Владимира с крестом в Киеве тоже почему-то не раздражает ни татарское «руководство», ни пана Денисенко. Да и на «незалежной» двух-гривенной купюре, между прочим, изображён Софиевский собор, тоже с православными крестами. Так что, поводов для топанья ногами и хлопанья дверями всегда было предостаточно и у духовных лидеров крымских мусульман, и у раскольников.
Если дальше так пойдет, то православные в ответ могут возмутиться громкими призывами к намазу, разносящимися в рассветные часы из мощных громкоговорителей, установленных на крымских минаретах, ибо это не только «пропаганда» и «оскорбление религиозных чувств» немусульман, но еще и нарушение правил общежития.
Остановимся на упомянутом «заявлении» и заметке в татарском "Авдете" подробно.
Пан-эфенди Джемилев, в отличии от пана Филарета-Денисенко (прекрасно знающего истоки ортодоксального Христианства), выразивший недовольство по поводу попыток превратить Крымский полуостров в «колыбель православия», не знает историю, т.к. с наличием образования у пана-эфенди, как известно, явный недостаток… На самом деле незачем «превращать» Крым в колыбель Православия, так как он был, есть и будет таковой. Поскольку именно в Херсонесе, на территории Крымского полуострова, в 988 году от Рождества Христова принял крещение Святой Равноапостольный князь Владимир. В то время и татары то Ислама не имели, и в Крым они ещё не пришли, а их «Великий Отче Чингиз-Хан» ещё не родился… А Крым был есть и будет колыбелью Православия, это является общеизвестным историческим фактом. Столь же бесспорно, как и то, что колыбелью Ислама является совсем другой полуостров - Аравийский…
Лидер татарского меджлиса обсуждал «проблемы взаимоотношений между украинской и российской православной церковью» с Денисенко-Филаретом, то есть, с человеком, отлученным от церкви, преданным анафеме, поправшим все нормы канонического права и не признанным ни одной из поместных православных церквей. Конечно, как частное лицо или как лидер общественной (действующей вне закона) организации пан-эфенди может встречаться с кем угодно и обсуждать что угодно. Напомним только, что сотни тысяч православных христиан не только в Крыму, но и на Украине считают Денисенко-Филарета раскольником и клятвопреступником. Как быть с их религиозными чувствами?
Не думали о религиозных чувствах православных крымчан и те «активисты» из числа татар Крыма, которые в свое время установили на въезде в Судак памятник убийцам православного игумена Парфения. Кстати, на Межконфессиональном совете этот вопрос не обсуждался. «Активисты» забыли не только о том, что у православных христиан тоже есть религиозные чувства, но и об элементарных исторических фактах, которые при желании можно было отыскать в архивах.
Кресты, устанавливаемые в Крыму, называются не «патриаршими», как считают авторы «заявления», а поклонными. Крест - это не «один из символов православной ветви христианства», а основной символ Христианства вообще. Христиане (и не только православные) считают, что больше всего изображения креста страшится нечистая сила…
Восстановление уничтоженного большевиками храма св.Александра Невского в Симферополе ведется не «без всяких на то законных оснований», а в соответствии с указом Президента (о котором упоминают сами авторы) и решением сессии Симферопольского горсовета. «Установка монументов» не является противоправной, поскольку не противоречит ни Конституции, ни законам Украины и согласована с соответствующими службами исполнительной власти, в отличии от установки бюста П.Григоренко противозаконно водружённого в прошлом году меджлисом и Рухом в центре Симферополя. Владыка Лазарь - не «митрополит Симферопольский и Киевский», а архиепископ Симферопольский и Крымский. А вот Владимир Сабодан - действительно митрополит, не только Киевский, но и экзарх Всея Украины. Кого из двух иерархов имели в виду авторы заявления? «Одна из религиозных организаций Крыма, входящая в зарубежный Московский патриархат», называется Украинской Православной церковью. Это крупнейшая на Украине конфессия, к которой принадлежит более процентов 70 верующих крымчан и более половины жителей Украины.
До сих пор многие православные храмы, после 70-летнего варварского истребления коммунистами, тоже используются не по назначению или пребывают в запустении. Факты же осквернения мечетей при якобы «попустительстве местных властей» отсутствуют.
Джемилев и Денисенко нашли общий язык: «Филарет осудил действия местной церкви, устанавливающей по всей территории Крыма кресты и рекламные щиты» (так лицо, именуемое себя духовным, называет транспаранты-баннеры с изречениями духовного содержания). Но поскольку к этому, мягко говоря, нехристианскому и враждебному и отношению к православным крестам действу, имеет отношение сам пан Денисенко, называющий себя «христианином», следовало бы дать ему дельный совет: хватит притворяться «христианином». Нужно принять обряд обрезания и открыто податься в Ислам . А уж затем, с очищенной у муллы совестью, бить полумесяцем по крестам…
Ибо сказано в священном писании: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»…