Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности — халдеев, финикиян, египтян, персов, греков и римлян — придавалось особое значение в смысле не только физического, но и нравственного очищения. У римлян, в частности, омывали новорожденных в воде в восьмой день после рождения, при этом нарекали им имя. Как особое сакраментальное установление, крещение существовало и у евреев незадолго до появления христианства, оно заменяло для них обрезание. Даже у природных последователей Моисеева закона оно существовало некоторое время как «утверждение обрезания», его дополнение. Однако, упоминание об этой чисто внешней аналогии культовых обрядов разных народов с христианским водным крещением, не означает генетическое соотношение между ними. Установлению христианского таинства крещения предшествовало «крещение Иоанново» — т.е. Иоанна Предтечи, который, проповедуя иудеям грядущего Мессию, крестил в Иордане приходивших к нему и самого Иисуса Христа. Когда именно учреждено христианское крещение, у богословов существуют различные мнения.
Издавна христианское крещение совершалось через погружение в воду. Со времени Константина Великого оно происходило в «баптистериях» (греч. — купель, крещальня) — бассейнах воды, устроенных в особых зданиях или при самом храме. Обряд крещения проходят принимающие христианство взрослые по их желанию, крещение же младенцев составляет бесспорный догмат церкви. Вода для крещения должна быть (по медицинским соображениям) не холодная, обычно 21 - 26 градусов, без примесей и не может быть заменена другой жидкостью. Православное крещение — есть таинство, в котором человек, с произнесенных слов: «крещается во имя Отца и Сына и святаго Духа», «Божиею благодатиею очищается от всякого греха» (в том числе первородного) и становится оправданным и освященным. Выполненное в соответствии с каноном крещение, как духовное рождение, не повторяется. На Руси этот обряд сопровождается пиром к которому приглашаются знакомые и родственники.
Крещение Господне, или Богоявление — великий двунадесятый праздник празднуется 19 января по новому календарю, или 6 января по старому стилю. Ему предшествует Рождество Христово и 12-ти дневные рождественские «святки». В Святом Писании в главах «От Матфея», «От Марка» и «От Луки» о событии, по поводу которого отмечается праздник, говорится:
- |
Первое упоминание о праздновании Богоявления на Западе имеется от 360 года. В этом году кесарь Юлиан, впоследствии император, отмечал праздник в Вене и называли его Dises epiphanoium, главное внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т.е. на откровение Сына Божьего в мире языческом, представителями которого здесь являлись волхвы. Так как волхвы, по приданию, были цари, то и праздник на Западе получил название — праздник трех царей (festum trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо в Кане не были совершенно забыты, но им уделялось мало внимания, они перед поклонением волхвов отступили на задний план.
Чудо в Кане Галилейской было первым откровением Мессии в чудесах. То и другое представление в Православии было соединено с праздником и название Епифания стало указывать на крещение, а название Фоефания — указывало на Чудо. С временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение; поэтому с празднованием стали соединять представление о Его Миссианстве, засвидетельствованном Отцом и Духом Святым при Крещении.
В службе праздника Крещения Господня Православная Церковь вспоминает событие Крещения Спасителя и одновременно откровение всех лиц Святой Троицы: «Во Иордане крещаются Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение..». В праздновании Богоявления есть большое сходство с празднованием Рождества: в навечерие обоих праздников совершаются «царские часы» , одинаково держится пост, называемый Сочельником. В навечерие Богоявления и в самый день праздника происходит великое освящение воды (в отличии от малого, совершаемого и в другие дни): в самый праздник вне здания церкви: на реках, в прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящение в этот день на древнерусском языке называлось водокрещением. Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великой святыней. Ее хранят в течении целого года, ею окропляют вещи, принимают «с верой в болезни» и дают пить тем, кто по каким либо причинам не допущен к причащению.
В этот день православная Церковь вспоминает Крещение Спасителя принятое от Иоанна в реке Иордан, поэтому обряд водоосвящения так же именуется иордань. Второе же название праздника Богоявление происходит потому, что при Крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества.
В нашей стране в течении предшествовавших 70 лет после октябрьского переворота этот праздник, как и другие проявления христианства, всячески вытравливался. В последние несколько лет, когда ослабло давление воинствующий коммунистической идеологии, празднование Крещения Господня Русской Православной Церковью и народом вновь возродилось и стало свободным и гласным. В частности, у нас в Симферопольском сквере Победы, рядом с святым местом, где в 30-е годы коммунистами был уничтожен прекрасный храм Александра Невского, теперь, по русскому православному обычаю, ежегодно 19 января происходит публичное водосвятие. Службу проводит архиепископ Симферопольский и Крымский.