Христос Воскресший

Святой Праздник
"Христово Воскресение"

КРЕСТ

Христос Воскресе!

ПАСХА

Праздник Светлого Воскресения Христова -

Православная ПАСХА -

главный Христианский праздник.

Вознесение Господне . . .
День Святой Троицы. Пятидесятница . . .

Православный календарь см. тут > > >

В годы всевластия КПСС и красного коммуно-большевистского террора ВКП(б) этот любимый на Руси Православный праздник не только замалчивался властями, но и всячески искоренялся. Например, даже у нас в Симферополе, до 1980 года в пасхальную ночь возле церквей дежурила милиция и комсомольские «оперотряды», которые не допускали молодёжь в церковь, а тех из них, кто особенно настаивал на своём посещении пасхальной службы - избивали и увозили в «Воронках»... Однако, несмотря на 70 лет варварского искоренения, праздник Христианской Пасхи и сам Христианский дух сохранены, слава Господи! в русском народе.

Пасха всегда напоминают нам, что мы русские - малоросы, белорусы и великоросы -
- один народ и Православные Христиане

Светлому празднику Пасхи, истории его возникновения и как он отмечается на Руси мы рассказываем в этой публикации.

Пасхальная (страстная) неделя определяется согласно лунного календаря как первая полная неделя, следующая за полнолунием совпадающим с весенним равноденствием.

Праздник Пасхи существовал уже при апостолах и первоначально был посвящён воспоминанию о смерти Иисуса Христа, почему сначала на Востоке совершался на 14-й день месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна, последовала смерть сына божьего. По учению церкви пасхальный агнец евреев — прообраз Иисуса Христа, почему в Святом Писании Христос называется агнцем Божьим, агнцем пасхальным, Пасхой (1 Кор.V,7). Это название сохранилось за праздником и древнейшие отцы христианской церкви даже само название Пасхи производят не от еврейского «Pesakh», а от греческого слова «пасхºli» — страдать. Другая часть христиан справляла Пасху в те же дни, но относя её к воспоминанию "Тайного вечеря". Не раньше, как в V веке, название "Пасха" стало относиться исключительно к Воскресению Христову, причём чем дальше, тем торжественнее этот праздник стал совершаться. Светлое Христово Воскресение получило название «царя дней», «праздника праздников». Празднование сопровождалось внецерковными манифестациями, иллюминацией, звоном колоколов. Императоры давали по случаю Пасхи свободу заключённым, зажиточные граждане раздавали милостыню.

С особенной торжественностью открыто праздновалась Пасха на Руси до революции, пока к власти не пришли большевики. Тогда было объявлено гонение на Русскую Православную Церковь, на священнослужителей, а в качестве главной религии государства был навязан воинствующий атеизм.

Пасхальное богослужение на Руси начинается уже в Великую субботу, когда в храме установлена плащаница (с телом Иисуса Хритса). После полунощницы, происходит торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.

Священник обращается к пастве с восклицанием «Христос Воскресе», на что следует дружный ответ верующих «Воистину Воскрес!», при этом все крестятся три раза: «во имя отца, сына и святаго духа». Затем открываются двери храма, и все заходят в особенно празднично убранную и ярко освещенную светом церковь для продолжения самой торжественной службы, а в храме на месте плащаницы уже стоит изображение Иисуса Христа Воскресшего. Во всей торжественности богослужение отрывается на утрени. Священники облачаются в самые лучшие ризы, в церкви зажигаются все лампады, присутствующие на службе зажигают свечи и стоят держа их в руках. Верующие вместе со священниками начинают петь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...». На литургии, совершаемой в самые ранние часы, читается Евангелие от Иоанна, причём обычно на различных языках в знак того, что большая часть народов на земле признают воскресшего Иисуса своим Господом. Богослужение на протяжении всей пасхальной недели совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что воскресением Иисуса Христа всем открыт доступ на небо.

-

При пасхальном целовании, принятом издревле на Руси, верующие дарят друг другу красные (крашенные) яйца. Обычай этот обязан своим началом святой Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!», и с этих слов начала свою проповедь. Яйцо служит у христиан символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его. Окрашенное красной краской оно знаменует возрождение наше кровью Иисуса Христа.

Затем, приблизительно в 3-4 часа утра, начинается освещение яиц, сыра, пасхальных хлебов (куличей, именуемых в народе Пасхами) и других яств. С момента провозглашения Вскресения Христова заканчивается страстная неделя и вместе с ней Великий пост, после чего все разговляются освященной пищей и с этого времени «дозволяется вкушать скоромное». В течении пасхального дня верующие освящают в церкви Пасхи (куличи), яйца и другую пищу.

Празднование Пасхи продолжается 40 дней в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле после его чудесного воскресения.


Вознесение Господне

Вознесение Господне - один из так называемых двунадесятых праздников, совершающийся в 40-й день после Пасхи. После Своего воскресения из мертвых, Христос пробыл на земле еще сорок дней. На сороковой день он повел учеников своих из города по направлению к Вифании, на гору Елеонскую. Когда они поднялись на гору, у учеников, еще мало разумевших духовный характер учения Христова, мелькнула мысль, не вывел ли их Христос на гору для того, чтобы объявить Свое Мессианское царство на земле. Христос с грустью укорил их за это неразумение, делавшее из них все еще более сынов "царства Израилева", чем "царства Христова", Затем, объяснив им истинный смысл имевшего совершиться события и обещав послать им Духа Святого, Христос преподал им последнее благословение, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Явившееся облако окончательно закрыло от них Христа и они услышали голос небесных вестников, возвещавший, что "сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Марк. XVI, 15 - 20; Лук. XXIV, 4253; Деян. I, 412). В IV и V веках праздник Вознесение Господня был уже всеобщим в Христианской церкви; о нем упоминают многие отцы церкви, как Григорий Нисский (умер в 396), св. Иоанн Златоуст (умер в 404), св. Григорий Двоеслов (умер в 604) и другие. С течением времени была составлена особая служба на этот праздник; она состоит, между прочим, из канонов, принадлежащих знаменитому церковному песнопевцу св. Иоанну Дамаскину. На Западе с праздником Вознесения связывались в древности разные обычаи и обряды, в некоторых местах сохраняющиеся и доселе. Так, для наглядного представления народу самого события Вознесения Христа на небо в некоторых римско-католических церквах совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождаемое разными церемониями и песнопениями. - Находясь в зависимости от Пасхи, праздник В. не связан с определенным числом и принадлежит. к праздникам так называемым подвижным или переходным.


День Святой Троицы. Пятидесятница

Пятидесятница - второй из трех великих праздников древнееврейского народа. Установлен в память дарования народу закона при горе Синае; праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к окончанию жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме, куда народ отовсюду собирался огромными массами (Jos. Antiq., XVII, 10, 2). В день П. совершилось сошествие Св. Духа на апостолов, вследствие чего праздник этот перешел и в христианскую церковь, сохранив то же самое название, заменяемое иногда и другими - день св. Троицы, сошествие Св. Духа и пр. От П. ведется счет богослужебных недель, с их рядовыми евангельскими и апостольскими чтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея (всего 32 недели), перед великим постом.

В древности под именем П. разумелся и весь промежуток времени, отделявший праздник Пасхи от праздника П., и праздник в память сошествия Св. Духа на апостолов, или П. в собственном смысле. В Постановлениях апостольских есть прямая заповедь праздновать П. (кн.V, гл. 20); в другом месте тех же Постановлений (кн. VIII, гл. 33) в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ,после Пасхи и Вознесения упоминается и П. В IV в. у Евсевия Кесарийского, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания, Златоуста, блаж. Августина и др. часто встречается упоминание о празднике сошествия Св. Духа под именем П. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV в. возобновлен был св. Еленой. Пятьдесят дней после Пасхи уже в древней церкви были отличены некоторыми особенностями; так, в эти дни, как и теперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Особенную торжественность придавал празднику П. обычай древней церкви совершать в этот день крещение над оглашенными. В VIII в. св. Иoанном Дамаскином и Косьмою Маюмским составлены в честь праздника П. многие песнопения, которые и ныне поет церковь. В праздник П. непосредственно за литургией совершается вечерня, во время которой читаются священнослужителем в царских вратах, с коленопреклонением, три молитвы, составленные св. Василием Великим. В праздник П., по обычаю, храмы и дома верующих украшаются деревьями, травой и цветами. Это представляет собой начатки возобновляющейся весны, но вместе с тем указывает на обновление людей силой снисшедшего Духа Святого. Посвящая пятидесятый день после Пасхи воспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, церковь в следующий за тем день (понедельник) прославляет особо Пресв. Духа .См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. II, СПб., 1887); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888).


Материал подготовил Вадим МОРДАШОВ

Литература: Ф.Брокгаузъ (Лейпциг) и И.Ефронъ (С.Перерьургъ), «Энциклопедический словарь», Том 52 и 74, Санкт-Петербургъ, 1902 г.; П.Лебедевъ, «Наука о богослуженiи православной церкви», Москва, 1890г.; Библия (каноническая), “Новый Завет”, Юбилейное издание посвященное тысячелетию Крещения Руси, Московская патриархия, 1983г.)

Православный календарь см. тут > > >

Hosted by uCoz