Введение Пресвятой Богородицы во храм - событие из раннего детства пресв. Девы Марии, не упоминаемое в Св. Писании, но в апокрифических Евангелиях и у многих св. отцов (Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и др.) представляемое так: родители Пресвятой Девы, праведники Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Получив высшее обетование о рождении дитяти, они дали обет посвятить его Богу. У иудеев вообще было в обычае посвящать своих первенцев мужского и женского пола Богу, и некоторые из этих посвящаемых воспитывались при храме иерусалимском до зрелого возраста. Между ними был один класс людей, известных под названием назореев, которые представляли собою нечто в роди иноков позднейшего времени, хотя и без строгой организации. Посвящение Богу состояло во введении посвящаемого в храм иерусалимский, где совершался обряд, точно определенный законом. Введение Пресвятой Марии во храм состоялось, когда ей исполнилось три года, при торжественной обстановке. Когда ее родители приблизились с посвящаемою дочерью к храму, то навстречу им вышли из храма служившие в нем священники и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив свою малютку дочь на первую ступень храма, Анна сказала ей: "Иди к Тому, Кто даровал мне тебя", и малютка без всякой посторонней поддержки поднялась во храм и была принята первосвященником, который; не в пример прочим посвящаемым, ввел ее даже во "Святая Святых". Пресвятой Марии дано было помещение в одном из зданий, примыкавших к храму, и там она воспитывалась до 14-летнего возраста) считавшегося по закону совершеннолетием. Праздник в воспоминание об этом событии принадлежит к числу двунадесятых и совершается Православною церковью 21-го ноября (по старому стилю). Древнейшие сведения о нем относятся к VII веку.
- |
Св. Николай-Чудотврорец - наиболее известный христианский святой, живший в IV веке. За свое доброе сердце и помощь людям он удостоился особых милостей от Господа. Святитель прославился многочисленными чудесами, которые совершаются и после его кончины. Святитель Николай особо выделяется из многочисленных православных святых.
*) Николай — архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по смерти, «правило веры и образ кротости», как наз. его церковь, чтимый повсеместно в христианской церкви, восточной и западной, в еретических обществах Востока и даже часто между мусульманами (на востоке) и язычниками (в России). Критически обработанного жизнеописания его доселе не существует. В известном «житии» его, помещенном в «Четиях-Минеях» св. Дмитрия Ростовского, заимствованном, с сокращениями, из сказаний Симеона Метафраста и распространенном в бесчисленном множестве пересказов, черты жизни этого святого IV в. смешиваются с деяниями другого святого Н., епископа пинарского (также в Ликии), жившего двумя столетиями позже — в VI в., как это доказывается сличением метафрастова жития св. Н. мирликийского с житием Н. пинарского, найденным и изданным в 1720 г. архиеп. Фалаконием. К этому присоединяются несомненные анахронизмы в сказании Метафраста о Н. мирликийском; так, в нем говорится, что св. Н., еще будучи пресвитером, посетил Иерусалим и входил в его храм, двери которого сами открылись перед ним, после чего, возвратившись в Миры, он делается исповедником при Диоклетиане и Максимиане — между тем Иерусалимский храм построен не ранее как через 30 лет после Максимиана. Болландистам Соллерию и Яннингу было известно житие св. Н., составленное константинопольским патриархом Мефодием. Известный археолог, архимандрит Антонин, издал в русском переводе как «житие» Н. пинарского, найденное Филаконием («Труды Киев. Дух. Академии», 1869), так и два жития Н. мирликийского, найденные им самим в монастырях св. Саввы в Палестине и в Синайском («Труды Киевск. Акад.», 1873), и из сличения их пришел к убеждению, что несомненно подлинными чертами жизни Н. мирликийского из сказания Метафраста остаются: его рождение в Патарах, невкушение матерняго млека в младенчестве в среду и пятницу, его чудесное избрание на епископство мирликийское, его исповедничество при Диоклетиане за разорение языческих капищ, его присутствие на первом вселенском соборе, его заступничество за трех мужей в Мирах, его явление св. Константину в Константинополе; с некоторой вероятностью к нему может быть отнесено также сказание о девицах (2-х или 3-х сестрах), спасенных от разврата. Большая часть остальных черт сказания Метафраста о Н. мирликийском находятся в житии Н. панарского, и с большим вероятием могут быть отнесены к биографии св. Н. VI века, а значительная часть чудес с одинаковой вероятностью может быть приписана и тому, и другому святому. Для окончательного решетя вопроса о нормальном составе биографии св. Н. мирликийского о. Антонин находит необходимым дождаться издания и оценки новых списков его «жития», в новых редакциях и вариантах, каких еще немало в библиотеках Востока, напр. на Афоне. В 1807 г. итальянские купцы из г. Бари перевезли мощи св. Николая в свой родной город, и день прибытия мощей в «Бар-град» (9 мая) празднуется там весьма торжественно. К этому дню туда стекаются паломники не только из западной Европы, но и из России, где также чествуется день 9 мая. Столь же торжественно празднуется день преставления св. Н. (6 дек., по нов.стилю 19 декабря) как в России, так и в различных странах западной Европы.