Этнополитическая проблема в Крыму
(с дополнениями)

Республика Крым или ИСЛАМСКОЕ государство?

Анализируя ситуацию в среде татар проживающих в Крыму (татар Крыма, крымских татар), а также те вопросы, которые пытаются лоббировать националистические татарские лидеры, необходимо иметь ввиду, что их важнейшей стратегической целью является создание в Крыму татарской этнической автономии. Необходимость решения данной задачи сформулирована в «Декларации о национальном суверенитете крымских татар» принятой на 2-м Курултае 26-30 июня 1991 года («…Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение», «политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном государстве», «В случае противодействия государственных органов или каких-либо сторон достижению целей, провозглашённых Курултаем и настоящей Декларацией, – говорится в документе, – Курултай поручает Меджлису добиваться признания за крымско-татарским народом статуса народа ведущего борьбу за свое национальное освобождение ***) и действовать согласно этому статусу.» ). Стремление руководства татарских националистов к достижению данной цели вызывает обоснованную тревогу у представителей других этносов проживающих в Крыму, и явно не способствует формированию на полуострове благоприятных межнациональных отношений.



Кроме того, специалисты, изучающие этнополитическую ситуацию в Крыму, высказывают предположение, что национальная автономия татар Крыма – это только первый шаг, своего рода «программа минимум» на пути к более существенной цели – созданию собственного этнократического исламского государства. В пользу данной версии свидетельствует целый ряд фактов. Прежде всего, обращает на себя внимание настойчивая и целенаправленная работа татарских националистических лидеров по созданию параллельной системы власти на полуострове. Основу данной системы составляют центральный «Меджлис крымско-татарского народа»**) и сеть подконтрольных ему региональных (городских, районных, межрайонных, сельских) «меджлисов». Благодаря усилиям татарской националистической элиты и, прежде всего, Мустафы Джемилева в Крыму сложилась совершенно абсурдная ситуация: «Меджлис», не имеющий даже официального юридического статуса, выступает на международной арене как выразитель интересов всего «крымско-татарского народа» и как его законный представитель. Аналогичное положение складывается и внутри автономии. Несмотря на наличие в структуре исполнительной власти органов, на которые возложена задача решения проблем депортированных граждан *), (комитеты, отделы по делам депортированных при райгосадминистрациях и горисполкомах), их функции в большинстве регионов Крыма сконцентрированы в руках руководителей местных «меджлисов». Для усиления влияния на процессы в политической, экономической и социальной сферах Автономной Республики Крым националистические лидеры татар Крыма уже добились создания «Совета представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины (СПКН)», фактически легализовав таким образом «Меджлис», все члены которого вошли в состав Совета (СПКН). Аналогичные структуры с достаточно широкими полномочиями предполагается создаются и на местах, что приводит к существенному укреплению формируемой «Меджлисом» вертикали параллельной власти.

О далеко идущих планах руководителей «Меджлиса» свидетельствует активное лоббирование ими на государственном уровне принятия ряда Законов Украины («О статусе крымско-татарского народа», «О реабилитации и обеспечении прав лиц из числа национальных меньшинств, которые подверглись репрессиям и были депортированы с территории Украины»*), Концепция государственной этнонациональной политики Украины). Анализ указанных законопроектов показывает, что их принятие будет способствовать не интеграции татар Крыма в гражданское общество Крыма и Украины, а напротив, их обособлению через получение неоправданных привилегий и преимуществ перед другими этническими группами полуострова.

-

Кстати, история ЮАР показала, что политика апартеида бесперспективна для нормального государственного существования, а печальный опыт Ливана раскрыл, что рано или поздно это приводит к гражданской войне.

Успешному продвижению националистической татарской элиты к намеченной цели во многом способствует достаточно активная поддержка многих их начинаний со стороны центральных органов власти Украины. В определенной мере такая поддержка государства объясняется тем, что лидеры «меджлиса» заявляют о своей «пропрезидентской» и «прогосударственной» позиции. Однако, характер взаимоотношений «Меджлиса» с крымским правительством и анализ критических заявлений националистических лидеров татар Крыма в адрес киевских властей, в том числе и на международном уровне, говорит о том, что лояльное отношение руководства «меджлиса» к украинскому государству будет иметь место ровно до тех пор, пока их требования хоть каким-то образом можно вписать в правовое поле Украины. Необходимо отметить, что такая политика, проводимая «Меджлисом» не способствует становлению конструктивных межнациональных отношений в Автономной Республики Крым и способна спровоцировать широкомасштабный межэтнический конфликт, в который может быть вовлечен весь циркумпонтийский (причерноморский) регион. События в Чечне могут оказаться детской шалостью, по сравнению с тем, что может полыхнуть в Крыму и вокруг него… 

*) Татары Крыма были насильственно переселены в 1944 году коммунистическим руководством СССР с территории одной республики (РСФСР) в другую (УзбССР) в пределах одного союзного государства, что не является депортацией в юридическом смысле этого слова.
При переселении татары имели право на беспроцентную ссуду в 5000 рублей с рассрочкой выплаты для строительства жилья. Кто из граждан СССР пострадавших от войны на Смоленщине или Киевщине имел это?
**) «Меджлис» – незаконная общественная татарская националистическая организация, которая не зарегистрирована в установленном Законом порядке по причине выставления требований противоречащих Конституции Украины. «Меджлис» требует признания его в качестве параллельного представительного органа власти.
***) Яркий пример такого же мы имеем в Израиле, когда палестинцы-мусульмане, даже имею свою государственную автономию, требуют возвращения всех (!!!) арабов, живших до 1947 года на территории Израиля на свои прежние места обитания (т.е., и возвращение земли, которая стала оазисом благодаря труду израильтян), сами практически не идя на какие встречные требования. Готтентотская мораль: если у меня украли мою жену – это плохо, если я украл чужую жену – это хорошо.

Вадим МОРДАШОВ 1999 год
Hosted by uCoz