Разумеется, надо отделять ислам как религию от попыток использовать ее в сугубо политических целях, что и являет собой исламизм. Надо отметить, что исламизм, как идеология "политизации ислама", подпитывается сочетанием таких факторов, как усиление демографического потенциала мусульманского мира (если в начале XX века ему с рождения принадлежал лишь каждый десятый житель планеты, то сейчас - уже каждый пятый), рост экономического богатства ближневосточной "нефтяной империи", ощущение особой миссии ислама как религии весьма универсальной, исторически самой молодой и менее всего подверженной внутренней эрозии.
Исламский мир v одна из важнейших составляющих будущего миропорядка. Но сегодня она крайне неустойчива: происходит поляризация мусульманского мира, переживающего огромные трудности развития, усиливается экстремистский исламизм, распространяется терроризм, возникают политические альянсы сил агрессивного национализма и экстремизма от религии.
В современном мире есть, пожалуй, единственная геополитическая зона, которая близка по уровню нестабильности мусульманскому миру. Это - постсоветское пространство, где эти зоны сопредельны и их взаимодействие все чаще происходит через слияние конфликтных ситуаций. Более того, основную часть дуги нестабильности составляет линия соприкосновения мусульманского мира и постсоветского, постсоциалистического. А это территории бывшего СССР и Югославии. Географическая близость влечет экстремистский исламизм к мусульманскому Северному Кавказу, Средней Азии и Причерноморью, которые ранее были закрыты для него.
Действуя изнутри и извне, исламские радикалы возбуждают обособленческие настроения не только в мусульманских анклавах различных государств. Ислам в мусульманских странах нередко не только санкционирует существующую власть, но и служит знаменем оппозиции, которая может, во-первых, защищать существующие порядки от внешнего вмешательства под лозунгом "сохранения ислама", а во-вторых, бороться за их радикальное изменение, требуя создать "исламское государство". В первом случае - это исламский традиционализм, во втором - исламский фундаментализм (или исламизм).
По мнению политологов, в период после окончания холодной войны одной из существенных угроз цивилизованному мировому сообществу является исламский фундаментализм. Многочисленные "борцы за веру" готовы отдать жизнь за утверждение исламского порядка в мире. Однако, участвуя в вооруженной борьбе с немусульманскими государствами, исламские фундаменталисты не забывают и о "борьбе за умы", идеологической вербовке своих сторонников из числа нейтрального мусульманского населения, проживающего в этих странах. Целью этой психологической войны исламистов является внедрение исламских принципов и идеалов в общественную и политическую жизнь той или иной страны и последующее образование "исламского государства".
- |
Наша южная соседка Турция является уникальной страной в том плане, что одновременно принадлежит исламскому миру (99% населения - мусульмане) и является (с 1952 года) членом Североатлантического альянса - НАТО. На протяжении всей новейшей истории Турции в ней идет борьба двух начал - исламского и кемалистского (в свое время Кемаль Ататюрк провозгласил приоритет светского государства, отделив государственные институты от ислама). Причем в последнее время особенно усилилась Партия благоденствия, имеющая большинство в парламенте. Она выступает против 24-й статьи турецкой Конституции, предусматривающей светский характер государства, и поддерживает идею возврата к нормам шариата - мусульманского права. Внешнеполитические ориентиры Партии благоденствия известны: экспансия своих идей и взглядов на обширную территорию от Марокко до Китая, объединение всех тюркоязычных народов под знаменем ислама и руководством Турции.
Как член НАТО и кандидат с многолетним стажем на прием в члены Европейского Союза, Турция претендует на роль южного "моста" между Европой и Центральной Азией. Общность происхождения и схожесть языка турок и тюркских народов Центрально-азиатского региона служат определенным подспорьем для выполнения этой функции. Культурно-историческая и этнорасовая близость с Ближним Востоком и Центральной Азией заставляют Турцию все чаще оглядываться на Восток, хотя недавний исторический опыт, географическое положение и экономическая целесообразность связывают ее с Западом.
Турецкие амбиции, похоже, выходят далеко за рамки планов превращения в региональную сверхдержаву. Географический периметр пантюркизма как идеологии тянется от греческих островов в Эгейском море к Боснии и Албании, к западным районам Македонии, к пока еще сербским Космету (Косово и Метохии) и Рашке, юго-восточным регионам Болгарии, к молдавской Гагузии и украинскому Крыму, к Северному Кавказу и Закавказью, а также к Поволжью и Средней Азии.
Сегодня Турция - главный инициатор интеграционных проектов, для которой идея объединения тюркских народов стала составляющей государственной идеологии. Экономическое объединение Анкара пытается осуществить на базе транспортных коридоров, которые соединят туркменские, азербайджанские, казахские, узбекские нефтяные и газовые месторождения с турецкими портами Средиземного и Черного морей. Заинтересованность турецкого капитала в этих проектах понятна, отсюда и идет активное вложение денежных средств в страны Центральной Азии.
Следует также подчеркнуть, что, начиная с XIX века, Закавказье стало ареной столкновения интересов Англии, Франции, Турции, Ирана, Германии и России. После развала СССР, пользуясь ослаблением России, многие ее бывшие соперники ринулись в регион восстанавливать свое былое геополитическое влияние. В частности, Турция с целью усиления влияния на Северном Кавказе и в Закавказье использует тюркоязычную северокавказскую диаспору, общая численность которой составляет около 1,5 млн. человек. На Кавказе Турция, практически не встречая сопротивления, решительно применяет весь имеющийся арсенал экспансии: давление через Каспийский нефтяной консорциум; почти неприкрытое вмешательство а карабахский конфликт (разработка турецким руководством весной 1992 г. планов ввода своих войск в Нагорный Карабах для оказания помощи азербайджанской армии); попытки создания военно-стратегического блока с вовлечением Азербайджана и Грузии. Основная часть нового блока уже стала реальностью, воплотившись в недавно созданный под патронажем НАТО турецко-азербайджанский военный альянс.
Заключенный союз отражает качественные изменения, которые произошли в отношении НАТО к Закавказскому региону, ибо к экономическим интересам теперь уже добавились и военные. Итак, все более тесное турецко-азербайджанское военное сотрудничество стало фактом, который уже никто и не пытается скрывать, а начальник турецкого генерального штаба говорит о нем как о фундаменте нового военного союза. Это подтверждается тем, что Турция, кроме военного производства, берется обеспечить подготовку азербайджанских офицеров для всех родов войск. Вывод очевиден: Азербайджан усилиями Турции уже практически вовлечен в орбиту военных интересов Североатлантического альянса. Таким образом, американцы помогают туркам, а те, в свою очередь, в связи с освоением западными компаниями каспийской нефти, модернизируют военный комплекс Азербайджана.
В самом мусульманском мире термина "исламский фундаменталист" нет. Он заменяется термином "аль-усулийя" или "ас-салафийя", который переводится как "настоящий мусульманин".
Термин "исламский фундаментализм" используется политологами на Западе для характеристики ряде движений, которые призывают к суровому выполнению канонов шариата. Однако на практике теология зачастую отходит на второй план, уступая место "революционной целесообразности" захвата власти фундаменталистами в своих странах, а также откровенным проявлениям террора в международном масштабе.
К основным организациям исламских фундаменталистов относятся:
Алжир: Фронт национального освобождения (и его Исламское военизированное крыло), лига мусульманского призыва, "Рабита", "Аль-Улима" (в ходе пятилетней борьбы исламистов с правительством Алжира погибло свыше 100 тысяч человек).
Палестина: "Хамас", "Союз палестинских патриотов" (Платформа 10-ти), куда входят Демократический фронт освобождения Палестины, Фронт национального освобождения Палестины, Исламский джихад.
Египет: Ат-кахфир валь-хигра, Ассоциация братьев-мусульман во главе с Аль-Удейбом ("прославившаяся" убийством президента Египта Анвара Садата).
Ливия: Джихад (у нее есть сектор в Афганистане, лагеря в Судане).
Ливан: "Партия Бога".
Турция: Организация исламского движения, Армия исламского спасения, Фронт сподвижников великого исламского Востока.
Афганистан: Исламская партия Афганистана (разделяется на исламскую общину Афганистана и Исламский союз за освобождение Афганистана).
Филиппины: Исламский фронт освобождения (ведущий ныне войну с правительством за отделение "исламской части" государства).
Мьянма: "Араканская повстанческая армия".
Таиланд: Объединенная партия освобождения.
Группировки фундаменталистов есть также в Судане, Иордании, Сирии и других странах мусульманского мира. Наиболее значительная политическая сила на Ближнем Востоке - "Хезболлах" (лидер шейх Х. Насрулла). Имеет базы подготовки в южном Ливане, лагеря в долине Бекаа (Ливан), учебные базы вблизи Тегерана. В одной из восточных провинций Ирана есть база подготовки боевиков для дальнейшей засылки в Египет.
Несмотря на разные лозунги этих организаций и движений, их борьба в конце концов сводится к одной цели - способствовать созданию исламской супердержавы. В "отдельно взятой стране", а именно - в Афганистане местные талибы уже построили свое образцово-показательное государство. На страх собственному народу и соседям... Так, руководители исламских стран Ирана и Пакистана уже осудили средневековые "перегибы" талибов, взорвавших уникальный памятник мировой культуры - гигантскую статую Будды. Еще более опасными представляются попытки религиозных фанатиков взорвать мир, причем за сотни и тысячи километров от своих земель.