А спасибо нужно сказать Мазепе и Орлику! И ещё одному проходимцу - кошевому атаману Гордиенко. Это они подбили чубатых сечевиков, не шибко разбиравшихся в тонкостях международной политики, перекинуться на сторону шведского короля. Хватит, мол, служить Петру I - под Карлом XII будет веселее. Это уже в XX веке наши продажные историки придумали миф, будто бы Мазепа боролся за независимость Украины. А документы, вышедшие из-под пера самого гетмана-изменника и его прихлебателей, рисуют совсем другую картину.
Взять хотя бы так называемую "конституцию" Пилипа Орлика. Во-первых, это никакая не конституция. Официально эта "бумажка" называется "Договор и постановление между гетманом Орликом и войском Запорожским". "Найяснейшим Протектором Нашим" она признаёт "Его Королевское Величество шведское". Причём на вечные времена! То есть до сих пор. Так и написано: "Короли шведские вечными протекторами Украины титуловалися для большой крепости отчизны нашой". Если сейчас по этой, с позволения сказать, проститутской "конституции" жить, то нужно срочно сдать независимость и поступить в подданство шведскому королю - благо его преемники до сих пор сидят в Стокгольме. Хорошо было бы. И флаг у нас похожий - тоже сине-жёлтый.
Но в XVIII веке Украина не поддержала этот прогрессивный предательский курс. Карл XII, как известно, дал драла из-под Полтавы. А за ним только сверкали пятками Орлик с Мазепой и то ли десять, то ли, по другим данным, восемь тысяч запорожцев.
В сражении они не участвовали, так как постоянно валялись пьяными. Как пишет французский историк Вольтер, "с трудом можно было от них добиться, чтобы они не напивались, ибо этим начинали они день". Зато пьянчуги протрезвели к бегству. По уверению пастора Крмана, путешествовавшего вместе с Карлом ХII, запорожцы беззастенчиво грабили своих союзников-шведов, когда вместе наперегонки неслись к Днепру. Только швед замешкается, а казачок сразу у него что-нибудь и стырит!
Большинство шведов на переправе капитулировало. А большинство запорожцев, хорошо знавших эти места, наоборот, спаслось и переплыло на турецкую сторону. Мазепа вскоре умер, а казаки избрали своим гетманом Орлика и заключили с ним ту самую пресловутую "конституцию".
Главным другом Украины этот договор называл хана и требовал, "абы ни в чом з Панством Крымским приязнь и побратимство не нарушилося через своевольных и легкомысленных з нашей стороны людей". Во исполнение этой программы уже в январе 1711 года, когда замёрзли реки, запорожцы вместе с татарами пошли в набег на... Украину. Беззащитных крестьян на продажу похватали без счёта. Но города не сдавались...... Под Белой Церковью войска хана и Орлика застряли до весны, а потом, так и не взяв её, повернули назад. План предателей провалился. Нужно было как-то обживаться на чужой земле.
В XVIII веке территория нынешних Одесской, Николаевской, Херсонской и Донецкой областей принадлежала Крымскому ханству. Тут кочевали татарские орды. По соседству с ними в Алешках на левом берегу Днепра разбили свою Сечь и запорожцы. Она находилась в восемнадцати верстах от того места, где впоследствии Екатерина II заложит Херсон. Но до Екатерины и её славных войн было ещё далеко. А пока казаки признали своим "батюшкой-царём" хана-басурмана. Из "друга" он неожиданно стал хозяином.
- |
Жилось под ханом запорожцам отвратительно. Татары запретили им строить вокруг Сечи укрепления. Все пушки отобрали. Когда к кошевому атаману хан посылал с инспекцией своего представителя, с ним являлось не меньше двух сотен свиты. "Всё сие многолюдство, - писал историк Аполлон Скальковский, - должны были казаки содержать на своём коште, кормить их лошадей и притом ещё богато дарить сих гостей при их отъезде". Запорожцев заставляли без всякого вознаграждения ремонтировать укрепления на Перекопе. Посылали их в походы на черкесов и молдаван. Не давали бесплатно добывать соль в прибрежных лиманах, обвиняя в спекуляции. За набеги на польские владения крымская власть казаков нещадно штрафовала и приказывала возмещать ущерб. Когда часть татар восстала против хана Менгли-Гирея по кличке Кара (Чёрный), запорожцы выступили на их стороне. Бунт подавили. Но отношение к бунтовщикам было разным. Всех татар помиловали, а полторы тысячи запорожцев продали на галеры.
Всего через несколько лет крымского "курорта" казаки уже снова просились в подданство русскому царю. В 1716 году они направили "нижайшую челобитную" гетману Скоропадскому, правившему на Украине, чтобы он ходатайствовал за них перед Петром I. Но справедливый царь, больше всего не любивший разномастных иуд, даже с элегантными оселедцами на макушках, постановил: для полного исправления запорожцам следует ещё немножко отдохнуть "в гостях" у хана.
Особенно интенсивно процесс перевоспитания пошёл, когда уже после смерти Петра ханом стал энергичный Каплан-Гирей. Этот вообще ни с кем не любил церемониться и после очередной жалобы поляков прислал на Сечь ярлык с такими словами: "Если и в дальнейшем будете какое-нибудь воровство и насилие кому-либо причинять, то уже только штрафом не отделаетесь, а всех вас, атаманов и стариков, истребить и разогнать велю. И ты, пан кошевой, если не будешь своих полковников от своеволия удерживать и нас, Панство Крымское, срамом покрывать не перестанешь, то и сам смертной казни дожидайся... В дальнейшем если какая-нибудь жалоба до нас дойдёт, то не будь я ханом, если всех вас не истреблю".
Казаки поняли: под царём всё-таки вольготнее! Письма с просьбами о прощении посыпались в Петербург мешками. Только император проснётся, а ему в Зимний дворец опять очередную порцию казачьих "слёз и соплей" несут - от раскаявшихся бывших подданных. Но в столице не спешили прощать негодяев, запятнавших себя сотрудничеством с врагами отечества. И лишь в 1733 году императрица Анна Иоанновна, племянница Петра, направила в Сечь грамоту, в отличие от сочинения Каплан-Гирея, по-бабьи милостивую: "Мы вам прегрешения ваши всемилостивейше отпускаем в той надежде, что вы те свои прегрешения искупите и в наилучшей и полной верности к Нам будете".
Для характеристики цивилизации, частью которой оказались запорожские казаки, поступив на службу к хану, лучше всего подходят мемуары современников. Уже упомянутый пастор Даниэль Крман, находившийся в обозе Карла XII, добежал вместе со шведами и мазепинцами до Очакова. Тогда это был провинциальный турецкий город. Чистоплотность турок поразила европейца. Он пишет, что турки раз или дважды в неделю посещают баню, а выбривают не только головы, но и грудь, затылок и даже подмышки. "Сколько раз мусульмане опорожняют пузырь или желудок, - пишет Крман, - столько же раз моют срамное место и руки". Но в качестве общественной уборной очаковцы использовали обычный ров вокруг крепостной стены: "Ров наполняется водой из моря. Сюда приходят жители опорожнять свой желудок, не имея другого места, которое бы служило для этой цели. В Очакове проживают волохи, татары, греки и особенно турки, которые продают разный товар - главным образом имбирь, специи, фиги, инжир, табак и турецкое льняное полотно".
Зато кочевые татары Крману не понравились: "Миски и горшки они никогда не моют, грязью и нечистотами не брезгуют. Жён, пока те не родили, законными не признают. Татарские женщины весьма омерзительны, похожи на цыганок". К сожалению, перевод дневника путешественника вышел на Украине крошечным тиражом. У нас о нём почти не знают.
Антисемитская "конституция" Орлика
Авторы современных украинских учебников всю правду о так называемой "конституции" Орлика скрывают. Например, в "Истории Украины" для 8 класса Виталия Власова написано, что государственной религией она объявляла православие, но ни слова не говорится, что на самом деле документ, сочинённый Орликом, разжигал межнациональную и религиозную рознь. Это был дикий средневековый акт, не имеющий ничего общего ни с гуманизмом, ни с правами человека. Псевдоконституция требовала, чтобы гетман прежде всего следил, "абы жадное иноверие в Малую Россию, отчизну нашу, ни от кого не было впроваджено". Поэтому иноверцам запрещалась не только проповедь, но даже "сожитие на Украине, а найбарзей зловерию жидовскому". На то, чтобы не допустить любую веру, кроме православия, гетман должен был "все старанья ложити".
Можно только представить, какая резня началась бы, если бы Орлик и его компания захватили власть над гетманщиной! Под управлением веротерпимого и прагматичного Петра I и гетмана Скоропадского, избранного с его подачи, на Украине существовал достаточно разумный режим. Тут спокойно уживались представители различных этнических групп. Никто никого не преследовал по национальному или религиозному признаку. Царь нуждался в первую очередь в толковых специалистах и ценил их по способностям, а не по происхождению. Ему было не важно, кто из них католик, православный, еврей или малорос. Но отсталому, набитому предрассудками Орлику это не нравилось. Будь его воля, он устроил бы на Украине новую Варфоломеевскую ночь. Но история распорядилась иначе.
Чтобы представить, как воспринимал Запад запорожских казаков, лучше всего дать слово тогдашним европейцам.
Венецианский посол Альберто Вимина, ездивший на Украину при Богдане Хмельницком, писал о ней так: «Казаки не заботятся о фабричном деле ни по сёлам, ни в городах. На столь обширном протяжении страны не видно каменных домов, исключая Киева: всё это плохие хаты... Живут тесно, и зимою в одной и той же комнате помещаются люди и скот. Плохая домашняя утварь гармонирует с постройками, потому что, кроме ножа и горшка, всё в доме деревянное. Лишь весьма немногие употребляют простыни; в многочисленной семье разве что на единственной кровати хозяина есть простыня; прочие спят на лавках, на соломе или на какой-нибудь шерстяной тряпке...
Казаки если не пьянствуют, то развлекаются лишь танцами, охотой, стрельбой из лука или ружья».
К XVIII веку мало что изменилось. Эпоху Мазепы и Орлика описал в «Истории Карла XII» выдающийся французский просветитель Вольтер. Об Украине он пишет: «Это земля запорожцев - самого странного народа на свете. Это шайка русских, поляков и татар, исповедывающих нечто вроде христианства и занимающихся разбойничеством; они похожи на флибустьеров... Летом они всегда в походе, а зимой спят в обширных сараях, в которых помещается 400-500 человек. Царь , раздал им 60 тысяч флоринов в надежде привлечь их на свою сторону. Они взяли деньги, но благодаря влиянию Мазепы объявили себя сторонниками Карла XII. Однако они мало служили ему, так как считают смешным сражаться иначе, как ради грабежа».
Вольтеру же принадлежит и характеристика Украины, которая справедлива до сих пор: «Плохое управление погубило здесь то добро, которое природа пыталась дать людям».